Мошенничество в страховой сфере - болезненное явление, от которого страдают как сами страховые компании, так и их клиенты. О том, как происходит борьба с мошенниками, мы беседуем с нашим сегодняшним экспертом - директором департамента урегулирования убытков Южно-Уральского филиала страховой компании «Энергогарант» Дегтяревой Земфирой Борисовной.
Здравствуйте, Земфира Борисовна! Самый первый вопрос, который хотелось бы задать: мошеннические действия - чрезвычайно серьезная проблема для страховых компаний?
Здравствуйте. Текущая статистика мошеннических посягательств - более 20% от всех заявленных событий. Как видите, рост числа случаев страхового мошенничества является самой актуальной проблемой среди страховщиков.
А каков портрет типичного мошенника?
Порядка 30% - это преступники с наличием профессионально составленного плана: с подделкой документов, инсценировкой места происшествия, подменой поврежденных элементов, узлов, агрегатов транспортных средств и т.п. противоправных действий. А вот оставшиеся 70% - это «бытовое», спонтанное мошенничество обыкновенного и некогда добропорядочного гражданина, вознамерившегося получить необоснованную компенсацию от страховщика. Так, например, гражданину Н. страховой компанией на основании осмотра был подготовлен отчет и выплачено страховое возмещение на восстановление поврежденного транспортного средства. Но гражданин Н., поддавшись на уговоры «независимого» оценщика, предъявил страховой компании отчет, в котором были указаны детали, не относящиеся к данному ДТП, с целью получения большей компенсации со страховой компании. В результате проведенного специалистами службы безопасности расследования его замысел был раскрыт. Что дальше? Следствие, суд, приговор по статье «мошенничество» и испорченная отметкой о судимости биография.
Касательно суда и вообще сферы права. Есть ли в законодательстве какие-то меры, предусмотренные для наказания мошенников?
В декабре прошлого года в российском уголовном законодательстве была введена часть 5 статьи 159, которая утвердила термин «страховое мошенничество». Отныне данное правонарушение выделено в специальный состав преступления и влечет уголовную ответственность, наказание по нему предусмотрено ограничением свободы на срок до 5 лет.
И по ней действительно имеется судебная практика?
Да, вот несколько примеров: гражданин С. при страховании от несчастного случая и болезней скрыл от страховщика наличие имеющегося у него заболевания. Через некоторое время он в судебном порядке потребовал компенсацию от страховой компании за якобы наступившее в период действия договора заболевание. Однако грамотные действия сотрудников службы безопасности доказали недобросовестность его действий, в дальнейшем предоставив правоохранительным органам документы для привлечения его к уголовной ответственности.
Пример из сферы страхования транспортных средств: гражданка Т. потеряла управление автомобилем, вследствие чего тот перевернулся. Будучи в алкогольном опьянении, она оставила место происшествия. На следующий день заявила в полицию, а также страховщику об угоне ее машины и потребовала возмещения. Страховая компания провела собственное расследование, в ходе которого выявились реальные обстоятельства события. Гражданке было отказано в компенсации, а кроме того, в ее отношении было возбуждено уголовное дело по статье «страховое мошенничество».
Бывают ли случаи, когда департамент урегулирования убытков отказывает в компенсации добросовестным клиентам?
Для всех страховых случаев есть процедура, разработанная Федеральной службой по финансовым рынкам РФ. Через эту процедуру проходят как выплаты, так и отказы.
Могу заверить, что для каждого отказа имеются законные основания: это почти всегда грубое нарушение или неисполнение клиентом обязательств по договору страхования, либо невыполнение законодательных норм.
Как происходит «работа над ошибками»?
В первую очередь, каждой страховой компанией ведется статистика мошеннических действий. Во-вторых, службы безопасности компаний занимаются системным изучением мошеннических схем, выработкой эффективных и нестандартных приемов выявления страхового обмана, тесно взаимодействуя при этом с полицией и прокуратурой.
И каковы результаты?
В 2013 году службой экономической безопасности нашего филиала было пресечено 325 попыток мошенничества на общую сумму в 142 миллиона рублей. Все это - благодаря обмену информацией между нами и другими страховыми организациями, тесному сотрудничеству с их службами безопасности.
Что вы посоветуете делать клиентам для устранения возможных проблем при выплате компенсаций?
Настоятельно рекомендую всем нашим клиентам при наступлении страхового события обращаться в круглосуточную диспетчерскую службу «Энергогаранта» по телефонам: 8-912-805-89-89, 8-912-805-25-25 или, если Вы находитесь на территории Республики Башкортостан: 8- 937- 480- 25-25, где Вы обязательно получите грамотную консультацию о необходимых действиях при наступлении страхового события и квалифицированную помощь со стороны аварийного комиссара нашей компании. Это поможет избежать дополнительных проверок со стороны службы экономической безопасности и облегчит дальнейшее урегулирование.
Энергогарант в городе Троицке: ул.Селивановская, 51, тел: 2-78-78 8 -912-805-25-25, 8-912-805-89-89 -
круглосуточная диспетчерская служба Энергогаранта
За 11 месяцев 2013 года в южноуральский филиал страховой компании «Энергогарант» (Челябинская область + Республика Башкортостан) с целью компенсировать материальный ущерб обратилось более 12 000 клиентов. Пострадавшим выплачено 213 миллионов 360 тысяч рублей, в частности:
• по КАСКО - 72 миллиона 707 тысяч рублей;
• по ОСАГО - 118 миллионов 708 тысяч рублей;
• по несчастным случаям - 7 миллионов 873 тысяч рублей;
• по имуществу - 2 миллиона 432 тысяч рублей;
•выплаты по стальным видам страхования составили-11 миллионов 639 тысяч рублей.