Главная  |  Новости  |  Газета «Регион»  |  Троицкий Вестник  |  Архив газет  |  Реклама  |  Контакты  |  Объявления  |  Правила

Власть      Экономика      ЧП      Спорт      Культура      Здоровье      Образование       Социум      История      Рассказы троицких писателей      Видео

Наш Регион Троицк » Наша история » Город трех религий

Город трех религий

Город трех религий
Город трех религий
Кто я? Для чего я был рожден? Имеет ли моя жизнь смысл? Буду ли я существовать, когда умру? И каково значение всего этого? Человечество задавало эти вопросы почти с начала своей истории, и примерно столько же оно обращалось к религии за ответами. 
Основанная в 1743 году генерал-губернатором, царским наместником в Оренбургском крае И.И. Неплюевым, Троицкая крепость расположилась на юго-восточной границе России и киргиз-кайсацких степей. Получила она свое название в честь Святой Троицы, потому что заложена была в этот праздник – 22 мая 1743 года.
 
В первые годы своего существования Троицк, будучи крепостью, был в основном, населен казаками и отставными офицерами и солдатами; была уже и так называемая обывательская прослойка: купечество, мещане, духовенство. Все они были, в основном, русскими, исповедовавшими православную веру. И неслучайно поэтому первыми культовыми зданиями в крепости были «Собор каменный во имя живоначальной Троицы, приходская церковь о двух этажах во имя Николая Чудотворца с приделом успения Пресвятые Богородицы». К столетнему юбилею города в нем уже действовало 10 православных церквей: Свято-Троицкий собор, приписные к нему церкви великомученика Димитрия Солунского и святителя Николая, церкви Архистратига Божия Михаила, благоверного князя Александра Невского, гимназическая мученика Петра, «Всех скорбящих радость» при богадельне; монастырские церкви: Казанской иконы Божией Матери, «Живоносный источник», Преображения Господня; две часовни: монастырская – иконы Божией Матери «Троеручица», Александро-Невская на Базарной площади.
Некоторые из церквей имели специфическую направленность и вели службу в основном с определенным составом верующих, например, гимназическая церковь мученика Петра, гарнизонная казачья церковь святителя Николая, или когда-то кладбищенская церковь Димитрия Солунского, построенная на территории действующего городского кладбища в 1873 году. Примечательно, что кладбище это существует до сих пор, и захоронения в нем прекратились совсем недавно - в 1978 году. Теперь же эта церковь не носит статуса кладбищенской, а является одним из наиболее популярных храмов. 
Монастырские храмы Казанской иконы Божией Матери, «Живоносный источник», Преображения Господня были на особом счету. Основан Казанский женский монастырь был в 1851 году и просуществовал до его закрытия в 1927 году. Уже к концу XIX века, благодаря неустанным трудам насельниц, монастырь стал одним из самых почитаемых и богатых монастырей Оренбургской епархии. Его посещали августейшие особы. Так, летом 1868 года монастырь посетил великий князь Владимир Александрович, а летом 1891 года Троицк посетил наследник престола цесаревич Николай Александрович, побывавший и в монастыре, и в Свято-Троицком соборе.
Одним из первых реформаторских шагов, предпринятых И.И. Неплюевым при вступлении в должность начальника Оренбургской экспедиции, а затем и губернатора, стал решительный отказ от миссионерской русификаторской политики. Вместо насильственного крещения и преследования «инородцев» по его повелению при всех, даже сельских мечетях, открываются мектебе – начальные школы. В Оренбурге образовывается правление «Духовное собрание для заведования лицами магометанской веры».
Одним из религиозных центров ислама в дореволюционной России был Троицк, в котором, как и в Оренбурге, имелось 7 мечетей, хотя мусульманского населения в нем было в два раза меньше, чем в губернском городе. 
Ярким примером взаимопонимания двух еще недавно враждебных религий служит тот факт, что буквально бок о бок с заглавным православным храмом – Свято-Троицким собором – было отведено место под строительство первой в Троицке мусульманской мечети. Эта мечеть удачно вписывалась в прибрежную панораму и, устремляясь стрельчатым минаретом и шпилем с полумесяцем ввысь, прекрасно дополняла величественный вид многоглавого Свято-Троицкого собора. Аналогичные примеры можно привести и из других предместий, слобод и посадов города, где мечети и церкви добрососедствовали многие десятки лет, не выдвигая друг другу никаких претензий. Например, такой известный, широко признанный центр пропаганды Ислама, как медресе «Расулия», находился рядом с Александро-Невской церковью. Эта окраинная троицкая мечеть получила известность среди мусульман всей России, так как в 1884 году ее имамом стал один из самых влиятельных исламских деятелей страны Зайнулла Расулев. Он открыл при мечети медресе «Расулия» и построил общежитие для шакирдов (учащихся). После смерти в 1917 З. Расулева имамом был его сын Габдрахман Расулев. В 1936 г. Г. Расулев был избран муфтием, Председателем Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири. После его отъезда в Уфу мечеть в 1937 году была закрыта по распоряжению властей. Здание было отдано под жильё и снесено в конце 80-х годов ХХ века.
Самой же старой из сохранившихся до ХХ в. была каменная соборная мечеть, воздвигнутая в 1786-87 гг. по инициативе генерал-губернатора Самарского и Уфимского наместничеств барона О.А. Игельстрома. Мечеть строилась в комплексе с медресе и азиатским гостиным двором. Это стало возможным не только из-за значительного роста мусульманского населения города, большого наплыва в летние месяцы торговцев с Востока, но и благодаря относительному смягчению политики, проводимой в отношении иноверцев Екатериной II. 
В начале ХХ века, когда в устои Ислама стало проникать течение бабидов, провозглашавших приход нового пророка, мистический фанатизм правоверных стал уступать место здравому смыслу, одобряющему гуманные методы преподавания в мектебе (школах), приветствующему прогресс: телеграф, печать, железные дороги.
Но самым существенным фундаментом для мирного сосуществования христиан и мусульман явилось новое учение, направленное на возможность непосредственного единения верующих с Аллахом при помощи сосредоточенного самоуглубления. Проповедуя отречение от всего греховного, мирского, служители культа брали за основу изречение Мухаммеда о том, что истинная «священная война» (джихад, газават) заключается не в сражении с неверными, а в борьбе против страстей своей собственной души и плоти. Таким образом, утверждение о вечной вражде и непримиримости христианства и магометанства уже не имело твердой почвы.
В конце ХIХ века в Троицке формируется община приверженцев иудаизма. Для совершения культовых обрядов членов небольшой еврейской диаспоры в 1899 году была создана религиозная община. Главой общины стал Миней Зальманович Стреблосерд. Уже через три года в Колбинском переулке (ныне ул. И. Селивановской) на пожертвования верующих евреев была возведена каменная синагога, в Троицк приехал раввин, и община зажила активной религиозной жизнью.
В первом десятилетии ХХ века по числу верующих эта община вышла на третье место после православной и мусульманской и испросила у властей участок земли под еврейское кладбище. Сто лет назад евреев в г. Троицке было всего 200 человек, в уезде − 30 душ обоего пола. Все они были разные: обыватели и революционеры, старожилы и новоселы, богатые и бедные. Но всех - и верующих, и атеистов - объединяла запись в паспортной книжке, в пункте №4: "вероисповедание − иудейское". Это означало, что такого человека после смерти могут похоронить только на иудейском кладбище.
Позднее зарождение еврейской общины в Троицке объясняется тем, что вековое гонение на «нацию, погубившую Христа», берущее начало еще с «крестовых походов за освобождение гроба Господня», не обошло стороной и Россию. И евреям до эпохи реформ Александра II не разрешалось «ни проездом, ни жительством» пребывать на территориях, выходящих за «черту оседлости» - и под предлогом защиты православия, и с целью охраны российского капитала от еврейской конкуренции. И только в конце 50-х – начале 60-х годов XIX века для того, чтобы отделить от общей массы еврейского населения людей, влиятельных по богатству и образованию, было разрешено повсеместное жительство «еврейским купцам, пребывающим в черте оседлости в первой гильдии не менее пяти лет», а также евреям, имеющим ученую степень или высшее образование.
Это послабление явилось первым стимулом к переезду на постоянное жительство в восточную часть России евреев: врачей, фармацевтов, преподавателей иностранных языков, а в последующие годы и высококвалифицированных ремесленников: ювелирных и часовых дел мастеров, закройщиков и портных, фотографов и полиграфистов.
Интернациональный характер Троицка, отсутствие межрелигиозных конфликтов по нраву пришлись новопоселенцам – евреям из Полоцкой, Волынской, Могилевской, Таврической, Витебской и других западных губерний. Обосновавшись на новом месте, евреи быстро забыли обо всех антисемитских притеснениях и гонениях на них в «черте оседлости».
Даже в пору черносотенных еврейских погромов, прокатившихся по стране в начале ХХ века, в Троицке евреи чувствовали себя в безопасности. Они были на равных со всеми горожанами. Исключение составляли лишь политически ссыльные евреи, такие как П. Зиссер, семья Сосновских и другие, за которыми вел догляд жандармский полковник Кучин. Городские власти игнорировали закон от 1887 года о «процентной норме», ограничивающий прием еврейских детей в гимназию, городское или уездное училище. Единственный закон, который ревностно соблюдали троицкие купцы, гласил: «Никто из евреев не может содержать никаких аренд, шинков, кабаков, и постоялых дворов ни под своим, ни под чужим именем», но это хорошо объяснимо боязнью конкуренции.
С амвонов же церквей звучали не только проповеди, призывающие «возлюбить ближнего своего», но и «не держать зла к иноверцам». Наверное, поэтому в Троицке никогда не возникало национальных противоборств, ни одна из этнических общин не довлела над другой, не кичилась своим превосходством. Помимо православных и мусульман в городе проживали иудеи, протестанты и католики. И все они жили по-добрососедски, всегда находили общий язык, обходясь без религиозных и национальных склок.

М.В. Климова,
главный архивист МБУ «Архив города Троицка»

0
Поделиться новостью с друзьями:



Метки:

Добавление комментария

Уважаемые посетители!

На нашем сайте вы можете не только читать новости, но и публиковать свои. Приглашаем школы, учреждения культуры и простых посетителей размещать свои материалы.
Как разместить свою статью на сайте можете узнать здесь

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
Название улицы между улицами "Гагарина" и "Ленина"
Ответ:*
Введите код: *


Сообщение для редакции


Ваше имя:
e-mail:
Текст сообщения:

Отправить


Оформить заявку на рекламу можно здесь


Архив новостей

 

В виде календаря

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

В виде списка

Март 2024 (97)
Февраль 2024 (96)
Январь 2024 (73)
Декабрь 2023 (99)
Ноябрь 2023 (98)
Октябрь 2023 (80)
 
Подробнее...


Троицкая афиша

 

Кто сейчас онлайн?

Всего на сайте: 35
Пользователей: 1
Гостей: 34
amichael

Мы "Вконтакте"

 

Мы в OK.RU