Главная  |  Новости  |  Газета «Регион»  |  Троицкий Вестник  |  Архив газет  |  Реклама  |  Контакты  |  Объявления  |  Правила

Власть      Экономика      ЧП      Спорт      Культура      Здоровье      Образование       Социум      История      Рассказы троицких писателей      Видео

Наш Регион Троицк » Наша история » Несломленная вера

Несломленная вера

Несломленная вераСоветская власть уже с первых своих дней поставила перед собой задачу отделения Церкви от государства и школы от Церкви, секуляризации государства и общества, выразив ее в Декрете от 23 февраля 1918 года.
А Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа, от 10 июля того же года, священнослужители и члены их семей в числе других представителей «эксплуататорского класса» были лишены избирательных и других гражданских прав. 

«Лишенцы», как их презрительно называли, фактически обрекались на голодное, бесправное существование. Они полностью исключались из политической жизни страны: не могли участвовать в выборах в органы власти, занимать административно-хозяйственные должности. Не имели трудовых книжек, а потому не получали пенсий; в условиях карточной системы им не выдавали продуктовых и промтоварных карточек. Их дети не могли учиться в старших классах школы и высших учебных заведениях. 

 Первый русский патриарх ХХ века Тихон (Белавин), который сумел в условиях непрекращающегося преследования, запретов и ограничений, обрушившихся на Церковь, ценой неимоверных усилий временно ослабить массовые репрессии против духовенства, в 1925 году скончался. И с конца 20-х годов государство перешло в общее наступление на все религии и церкви, стремясь поставить их под тотальный контроль.
В Челябинской области, как и везде по стране, одни церковные здания были разрушены, другие преобразованы под советские учреждения, а то и вовсе использованы под склады и производственные помещения. Массовое закрытие храмов сопровождалось активизацией работы карательных органов по сбору компрометирующих материалов на духовенство и организацией судебных процессов. Фабриковались дела «повстанческих контрреволюционных организаций духовенства», священники арестовывались, расстреливались, отправлялись в ссылки и лагеря. 

В Троицком городском архиве хранится множество документов, в которых как в зеркале отразилась непримиримая политика советского государства по отношению ко всем религиозным конфессиям. 

На 1930 год пришлось закрытие наибольшего количества культовых зданий в Троицке – девяти: двух православных храмов (Великомученика Димитрия Солунского и Святой Троицы), одной старообрядческой молельни, пяти мусульманских мечетей и одной еврейской синагоги. 

А также в архиве, среди документов исполнительного комитета Троицкого городского совета депутатов трудящихся, хранится Список лишенных избирательных прав ОкрФО на 07 декабря 1925 года. Список огромен, и в нем, среди прочих, значится 18 фамилий служителей религиозных культов и членов их семей. Среди них семь фамилий принадлежит настоятелям православных храмов Троицка. Попробуем проследить судьбы этих выдающихся людей.

Амасийский Николай Васильевич – епископ «тихоновского» толка, специально приглашенный в церковь великомученика Димитрия Солунского из Кустаная в ноябре 1925 года. Буквально через месяц после приезда он был включен в списки «лишенцев». Но это не помешало ему проводить политику верности Дмитриевского храма патриарху Тихону, а затем его местоблюстителю митрополиту Сергию, в противовес обновленческой политике кафедрального Свято-Троицкого Собора, и возглавить Съезд духовенства и мирян в 1926 году. 

Воробьев Федор Михайлович – протоиерей, прибывший в Троицк на священническую службу в 1924 году из станицы Наследницкой, через год попал в списки лишенных избирательных прав служителей религиозных культов. С 1926 по 1936 год он возглавлял храм Архистратига Божия Михаила. 
Князевский Андрей Андреевич, в 1925 году – кафедральный протоиерей Свято-Троицкого Собора, свою карьеру в Троицке начинал в 1907 году с поста священника Александро-Невской церкви. В декабре 1925 года он был включен в списки лишенных избирательных прав служителей религиозных культов. А в 1926 году протоиерей Князевский упоминается в составе делегатов Троицкого епархиального съезда.

Косилов Иван Петрович – настоятель Александро-Невского храма «тихоновского» толка, в декабре 1925 года был включен в списки «лишенцев». И хотя в 1928 году он был освобожден приходским советом «от занимаемой должности», в 1932 году в составе остального духовенства храма был арестован за «контрреволюционную деятельность».

Малков Геннадий Кузьмич – протоиерей Казанско-Богородицкого женского монастыря, служивший в нем с 1898 года и до его закрытия в 1927 году. В декабре 1925 года его фамилия попадает в списки лишенных избирательных прав служителей религиозных культов. В 1930 году протоиерей Малков служит в Свято-Троицком соборе. 20 сентября 1937 года его арестовывают как бывшего священника, совершавшего нелегальные богослужения. По постановлению Тройки УНКВД по Челябинской области от 04 ноября 1937 года, 65-летний отец Геннадий был приговорен к высшей мере наказания и 16 ноября 1937 года расстрелян в Челябинске. Был реабилитирован прокуратурой Челябинской области 29 декабря 1990 года.

Никольский Александр Александрович – настоятель храма Димитрия Солунского с 1918 по 1930 год. В декабре 1925 года был включен в списки «лишенцев», а после закрытия Димитриевской церкви в 1930 году стал священником церкви Александра Невского, пока в 1932 году в составе остального духовенства храма не был арестован за «контрреволюционную деятельность».

Петропавловский Виктор Федорович в 1883–1885 и в 1907–1920 годах был священником Свято-Троицкого Собора, затем с 1920 до 1930 года, до закрытия, служил в храме Димитрия Солунского. В декабре 1925 года его фамилия попала в список лишенных избирательных прав служителей религиозных культов. После закрытия Димитриевской церкви отец Виктор стал священником храма Александра Невского, и в 1932 году его постигла участь остального духовенства храма, арестованного за «контрреволюционную деятельность».  

Маховик политических репрессий, раскручивающийся в стране Советов в 20-х – 30-х годах прошлого века, мало кого пощадил. И особенно от него пострадало духовенство. Как и других представителей «эксплуататорских классов», его старались уничтожить физически. Но чаще всего антирелигиозная политика Советского государства сводилась к унижению человеческого достоинства представителей духовенства, стремлению заставить их отказаться от Веры в обмен на «хлеб насущный». «Лишенцы», а среди них не только рядовые священнослужители, но и представители высшей духовной иерархии, лишались не только средств к существованию, но и свободы совести. Однако с достоинством пройдя через «чистилище» советских репрессий, эти люди доказали, что Веру, существовавшую века, искоренить за какие-то 25 лет невозможно. 

М.В. Климова,
главный архивист МБУ «Архив города Троицка»

0
Поделиться новостью с друзьями:



Метки:

Добавление комментария

Уважаемые посетители!

На нашем сайте вы можете не только читать новости, но и публиковать свои. Приглашаем школы, учреждения культуры и простых посетителей размещать свои материалы.
Как разместить свою статью на сайте можете узнать здесь

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
Название улицы между улицами "Гагарина" и "Ленина"
Ответ:*
Введите код: *


Сообщение для редакции


Ваше имя:
e-mail:
Текст сообщения:

Отправить


Оформить заявку на рекламу можно здесь


Архив новостей

 

В виде календаря

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

В виде списка

Апрель 2024 (58)
Март 2024 (106)
Февраль 2024 (96)
Январь 2024 (73)
Декабрь 2023 (99)
Ноябрь 2023 (98)
 
Подробнее...


Троицкая афиша

 

Кто сейчас онлайн?

Всего на сайте: 46
Пользователей: 1
Гостей: 45
amichael

Мы "Вконтакте"

 

Мы в OK.RU