Под Троицком случайно обнаружили капсулу времени, которая была заложена более полувека назад.
Находился «артефакт» в одном из пролетных строений моста через реку Увелька на автодороге Троицк — Челябинск.
Во время ремонта дорожные рабочие Александр Колетаев и Эдуард Усманов наткнулись на странный металлический предмет, забетонированный в основании моста. Когда извлекли его, внимательно осмотрели, чтобы убедиться, что контейнер не представляет опасности. Мало ли что могло там находиться? Крышку с капсулы сняли довольно легко — она откручивалась.
Внутри находились осколки от бутылки и несколько листочков бумаги. На двух пожелтевших был напечатанный текст, а третий — исписанный аккуратным, четким почерком.
— В тот момент, когда была найдена капсула, я находилась на объекте. После вскрытия контейнера и исследования ее содержимого стало интересно, так как на листочках была информация о первых строителях этого самого моста, — рассказывает начальник Троицкого участка «МостДорСтрой» Надежда Шагиахметова. — Оказывается, мост через реку Увельку строили в 1964‑1965 годах строительным поездом №424 Мосгостроя № 4. Предприятие дислоцировалось в Челябинске. Строители моста проживали в с. Клястицкое. И далее перечисляются имена и фамилии тех, кто создавал этот значимый объект.
В списке 30 фамилий: отдельно выделено руководство, члены бригады коммунистического труда, механизаторы. Имеется дата — 15 февраля 1965 года. В конце слова: «Список составлен на память нашим потомкам». На всех трех листках одинаковый текст, но рукописный сохранился лучше всего. Бумаги находились в стеклянной бутылке, а бутылка в капсуле. Вот такая история: они строили мост, а мы полвека спустя его реконструируем.
Надежда Шагиахметова сказала, что пока они не решили, кому передадут капсулу, но в любом случае если специалисты заинтересуются, то она станет экспонатом одного из музеев Троицка или Челябинска. Конечно, жаль, что советские строители ничего больше не написали в своем обращении к потомкам, но даже в этой краткой информации чувствуется гордость мостостроевцев за свой сплоченный коллектив, за нелегкий труд, ведь строить мосты — дело нешуточное.
С волнением держу в руках сохранившиеся листочки и перечитываю фамилии. Руководил строительством начальник МСП-424 Николай Филиппович Васильев. Среди 30 строителей две женских фамилии: Лидия Васильевна Анпилова, начальник ПТО, и Анна Ивановна Богданова, крановщик, работавшая на объекте, по всей видимости, вместе с мужем, электриком Александром Михайловичем.
Интересно было узнать, кто же строил мосты в то время, и есть ли преемник у мостопоезда №424? Оказалось, что есть. Это филиал Уралмостостроя в Челябинске — Мостоотряд-16. На его официальной странице в интернете опубликована славная история организации, где встречаются фамилии из найденного списка.
Например, по воспоминаниям главного инженера Юрия Грибашова (он второй в списке), в год сдавали по 10‑20 объектов: мосты, путепроводы не только в Челябинской области, но и в Башкирии, Казахстане, Тюменской области. «Удивительно дружный всегда был коллектив, слитный, я не помню ни ссор, ни раздоров», — пишет он.
Еще воспоминания мостостроевца Станислава Котова, передающие дух того времени: «Большую часть работ при строительстве мостов приходилось выполнять «врукопашную»: домкратом поднимали конструкции по рельсам, толкали и так собирали мост за мостом. Труд тяжелый, но в коллективе никогда не было злости, всегда была рабочая дисциплина. Мы не боялись начальства, а уважали его. Например, Николая Филипповича Васильева мостостроители звали наш «батька Махно». Как‑то после завершения строительства одного из мостов в Казахстане все члены бригады, которой он тогда руководил, купили себе меховые папахи. Так и стал бригадир на долгие годы «батькой», прозвище приехало с ним и в Челябинск».
Конечно, интересно было бы узнать дальнейшую судьбу строителей из этого списка.
— Молодцы, что оставили о себе добрую память, — говорит Надежда Шагиахметова. — И приятно, что именно нам посчастливилось найти эту капсулу времени.
Марина Клайн. Фото автора
______________________________________________________________
Еще больше новостей в печатной версии газеты "Регион"! Спрашивайте газету в магазинах и киосках "Роспечать".
✅Стоимость подписки 605 рублей на полгода в отделениях Почты России. Подписка на газету - отличный подарок родственникам и друзьям!