С целью привлечения наиболее широкого круга присутствующих на публичных слушаниях районного бюджета на 2011 год данное мероприятие впервые проходило в зрительном зале районного Дома культуры. На слушание были приглашены начальники управлений, комитетов и отделов администрации Троицкого муниципального района, главы сельских поселений, депутаты районного Собрания депутатов, другие официальные лица и все желающие принять участие в обсуждении.
Для этого заранее в районной газете в деловом пакете было опубликовано информационное сообщение оргкомитета о проведении публичных слушаний «О районном бюджете на 2011 год» и был опубликован проект решения собрания депутатов об утверждении основных характеристик районного бюджета на 2011 год.
С докладом «О прогнозе социально-экономического развития Троицкого муниципального района на 2011 год выступил заместитель главы района по вопросам экономики, собственности и земельным отношениям А.В. Могильников.
Основной вопрос «О проекте бюджета Троицкого муниципального района на 2011 год» доложила перед собравшимися в зале Е.В.Дворянкова – заместитель главы администрации Троицкого муниципального района по финансовым вопросам – начальник финансового управления, которая пояснила, что подходы к формированию бюджета на 2011 год были определены Бюджетным посланием Президента России и принятой на федеральном уровне Программой повышения эффективности бюджетных расходов. Далее Елена Валерьевна пояснила, что в целях сохранения бюджетной устойчивости, доходы районного бюджета рассчитывались на основе умеренного варианта прогноза, но с учетом дальнейшего социально-экономического развития, который предусматривает прирост основных бюджетообразующих показателей, а именно:
- за счет повышения объема отгруженной продукции промышленного производства к уровню 2010 г. на 9%;
- оборота розничной торговли на 1,5%;
- объема платных услуг на 10,2%;
- прироста субъектов малого и среднего бизнеса на 12%;
- оборот малых предприятий увеличится на 3,5%;
- фонд оплаты труда увеличится на 1,5%;
- денежные доходы населения вырастут, в среднем, на 10%.
Говоря о доходах, Елена Валерьевна подчеркнула, что на объем доходов бюджета 2011 года окажут влияние изменения федерального налогового и бюджетного законодательства. Далее она сообщила, что собственные налоговые и неналоговые доходы районного бюджета на 2011 год спланированы в объеме 78030,0 тыс. руб., что составляет всего 12,4% в общем объеме дохода, а 87,6% финансовых средств – помощь из областного бюджета.
Рост в сравнении с первоначальными плановыми назначениями 2010 г. составляет 12%.
Согласно представленному проекту решения о бюджете на очередной финансовый год общий прогнозируемый объем доходов районного бюджета составит 629182,8 тыс. руб., что на 20% больше, чем первоначально утвержденный объем 2010 года. При этом общий объем расходов бюджета составит такую же сумму и параметры доходов и расходов -говорят о планировании бездефицитного бюджета. Здесь следует подчеркнуть, что бюджетная политика в сфере расходов в 2011 году основана на принципах преемственности и ориентирована на решение следующих задач:
- во-первых, полное финансовое обеспечение всех принятых обязательств района;
- во-вторых, усиление инвестиционной направленности расходов с целью повышения роли бюджета в стимулировании экономического роста.
И в подтверждение этому принятая муниципальная целевая программа «Модернизация и реконструкция объектов коммунальной инфраструктуры» в Троицком муниципальном районе. А также большая программа «Энергосбережения и повышения энергетической эффективности». На финансирование только этих программ в 2011 году планируется направить более 11 млн. руб. из средств местного бюджета.
- в-третьих, расширение программно-целевых методов осуществления расходов с целью повышения их эффективности.
Так, например, на сегодняшний день в районе приняты и действуют 30 муниципальных целевых и ведомственных программ различной направленности, для финансирования которых в 2011 году запланировано более 27 млн. руб.
Исходя из поставленных задач к планированию расходов районного бюджета применены следующие подходы:
1. Средства на оказание социальной поддержки населения, предоставление льгот и выплат предусмотрено в полном объеме и учитывает изменение численности получателей, указанных мер, рост цен и тарифов.
2. Расходы на финансирование бюджетных учреждений района предусмотрены с учетом индексации затрат на их бесперебойное функционирование, включая коммунальные услуги, связь, медикаменты и питание.
3. Фонд оплаты труда работников бюджетных учреждений района определен в бюджете 2011 года в полном объеме исходя из его увеличения с 1 сентября текущего года на 10% и составляет 157 млн. 419,3 тыс.руб.
Более 80% бюджета составят расходы по социально ориентированным отраслям: образование, здравоохранение, социальная политика, культура и спорт.
Финансирование по разделу «Образование» предусмотрено в объеме 279, 6 млн. руб. или 44,4% в общей структуре расходов. По сравнению с текущим годом, эта сумма увеличена на 114,2 млн. руб. Значительная часть средств, почти 70 млн. руб., будет направлена в виде трансфертов сельским поселениям на выполнение переданных полномочий в области дошкольного образования.
Финансирование по разделу «Социальная политика» в 2011 году составляет 151,6 млн. руб. А в структуре расходов наибольший объем средств будет направлен:
- на меры социальной поддержки граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах – 32,2 млн. руб.;
- на меры социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла – 18,5 млн. руб.;
- выплаты ежемесячного пособия на детей – 16,3 млн. руб.;
- на реализацию переданных государственных полномочий по социальному обслуживанию населения – 13,4 млн. руб.;
- на предоставление гражданам субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг – 12,5 млн. руб.;
- помощь государства приемным семьям – 9,7 млн. руб.;
- на организацию воспитания и обучения детей–инвалидов и др. вопросы – 1,2 млн. руб.
На 11%, или 61,8 млн. руб., больше средств выделено на развитие системы здравоохранения района. На 22% больше средств запланировано в 2011 году на культуру.
Финансирование мероприятий спортивной направленности будет осуществляться в рамках «Целевой программы» развития физической культуры, спорта и туризма в Троицком районе и составляет 1,5 млн. руб.
Кроме того, на «Программу отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярное время» будет выделено 1,3 млн. руб.
Наряду с социальными приоритетами расходы бюджета в будущем ориентированы на дальнейшее развитие района. Ранее уже приводились цифры о выделении средств из местного бюджета на модернизацию и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры в сумме 11 млн. руб.
Кроме того, в областном бюджете запланированы средства на финансирование строительства и реконструкции дорог. Наша территория тоже включена в этот список – ориентировочно на сумму более 20 млн. руб. Возможно, при положительном решении Губернатора Челябинской области, эта сумма будет увеличена до 60 млн. руб. Средства будут распределяться и направляться по территориям на основании перечня ремонта и реконструкции дорог, с учетом наличия проектно-сметной документации в течение следующего финансового года.
Следует остановиться и на трансфертах муниципальным образованиям. Финансовые взаимоотношения районного бюджета и бюджетов сельских поселений на 2011 год сформированы исходя из необходимости: во-первых, обеспечения финансовой устойчивости бюджетов муниципальных образований; во-вторых, повышения заинтересованности в увеличении собственных доходов местных бюджетов; в–третьих, стимулирования повышения качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях. По-прежнему будут сохранены механизмы финансовой поддержки сельских поселений, а общий объем трансфертов местным бюджетам составит в 2011 году 113,7 млн. руб., с ростом к текущему году 19,7%. Большая часть средств – это целевые перечисления.
Бюджетные проектировки проработаны всеми органами исполнительной власти, прошли обсуждение в бюджетных комиссиях. Проект бюджета был заслушан и одобрен Собранием депутатов Троицкого района. Кроме того, в соответствии со статьей 136 БК РФ проект районного бюджета был направлен на экспертизу в Министерство финансов Челябинской области, откуда получено положительное заключение.
В открытом публичном обсуждении бюджета района на 2011 год приняли участие и выступили председатель Совета депутатов Бобровского сельского поселения П.В.Денисов, главы сельских поселений: Кособродского – Н.П.Величко и Клястицкого поселения – Е.М.Шышмарева, которые говорили о нынешнем состоянии и о дальнейшем развитии села, о финансировании, об инвесторах, земельном налоге и других вопросах. Участники слушаний, рассмотрев бюджет района на 2011 год, рекомендовали органам местного самоуправления сельских поселений Троицкого района активизировать работу по укреплению доходной базы местных бюджетов и использованию резервов увеличения доходов, привести нормативные правовые акты, регулирующие сроки уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц в соответствие с налоговым законодательством РФ, а также с некоторыми существенными рекомендациями.
Пресс служба администрации Троицкого муниципального района