Положение дел на автотранспортном предприятии им. Е. М. Мокеева, работа городского совета ветеранов были обсуждены на августовском заседании городской общественной палаты.
Услуги пассажирских перевозок постоянно повышают «градус» социальной напряженности в городе. Несовершенство федерального законодательства привело к переделу рынка данных услуг порой по диким правилам. Достаточно вспомнить, когда в Троицке курсировали маршрутки из других городов и районов, создавая хаос на троицких улицах. Сейчас это позади, но проблем, как выяснилось, не убавилось. К примеру, осталась «классика жанра» конкуренции — кто быстрей «захватит» пассажира. В ход идут обгоны, сокращения протяженности рейса и т. д. В то же время в городе действует муниципальное автопредприятие, призванное по всем законам осуществлять социально-значимый заказ для населения. И весь камень преткновения в нерентабельности этой благородной задачи. Как выходить из этого тупика?
Рабочая группа под руководством Равиля Абдрашитова, изучившая вопрос деятельности муниципального автопредприятия, предоставила вниманию руководства города и членов общественной палаты свое видение ситуации и выдвинула предложения.
В своем докладе Равиль Рафкатович отметил заметное снижение общих показателей пассажироперевозок в 2015 году, которое было «спровоцировано» созданием МУП «Троицкое МАП». Среди главных причин снижения эффективности работы предприятия докладчик отметил следующие: увеличение количества частных перевозчиков, забирающих у ПАТП значительную часть пассажиропотока; рост цен на ГСМ, электрическую, тепловую энергии; отсутствие практики возмещения убытков от перевозок пассажиров на нерентабельных, но социально значимых маршрутах; изношенность автопарка и, как следствие, рост расходов на ремонт и техобслуживание автотранспорта.
Более того, в ноябре 2014 года из структуры предприятия было вычленены междугородные перевозки, своей доходностью компенсировавшие нерентабельные внутригородские и пригородные перевозки. В новое подразделение перешла практически вся производственная база. Оставшаяся деятельность ПАТП, традиционно убыточная, лишилась своего донора. Спустя полтора года МУП «МАП», не выиграв конкурс на междугородные перевозки, потеряло свою целесообразность и «попросило» вернуть его в прежнюю структуру ПАТП. Депутаты, ранее проголосовавшие за разъединение предприятия, летом нынешнего года приняли решение о воссоединении. Потеря междугородного рынка, плачевное состояние подвижного состава не внушают оптимизма к будущему восстановленного, но обнищавшего в прямом смысле предприятия. Если только в качестве крупной станции техобслуживания, считает Р. Р. Абдрашитов, так как имеющийся автопарк скоро превратится в хлам.
Что, на взгляд председателя рабочей группы, является необходимым для стабилизации сложившегося положения? Во-первых, ежегодно закладывать в бюджет города средства на пополнение парка автобусов, ремонт изношенной техники, закуп резины. Во-вторых, упорядочить работу частных маршрутчиков. Ежегодно предусматривать финансовые средства в бюджете города на компенсацию убытков от нерентабельных, но социально значимых рейсов по маршрутам: №№ 3, 5, 7, 8, 11, 12, 14, 16. Так, в 2015 году такие убытки составили 7 млн рублей.
— Рабочая группа надеется, что данные предложения будут рассмотрены руководством города в конструктивном русле, что поможет вернуть ПАТП в устойчивое русло обслуживания городских и других маршрутов, — сказал в завершение своего выступления Р. Р. Абдрашитов.
Галия Халикова