Накануне фестиваля исторической реконструкции «Южный рубеж» наш корреспондент встретился с его инициатором и главным организатором, руководителем КИР «Бобровый гон» Игорем Ращектаевым.
Клуб действует в городском краеведческом музее, знакомя краеведов и всех желающих с особенностями истории раннего средневековья. Удивительно, что клуб возглавляет практикующий хирург троицкой больницы.
По его признанию, изначальное желание стать историком выросло в такое увлечение. Его детище — клуб исторической реконструкции — трудно назвать просто хобби, потому что многое в нем стало образом жизни. Для того чтобы написать о том, что умеет и какие победы одержал Игорь в конкурсах, не хватит газетной полосы, поэтому в разговоре с ним мы попросили прокомментировать основные моменты деятельности клуба и некоторые детали предстоящего фестиваля.
— Практически наш клуб работает уже второй год. Сегодня в его составе более десяти постоянных участников, четверо из которых занимаются реставрацией углубленно и с настоящим энтузиазмом. Мы ориентируемся больше на реконструкцию ремесленных промыслов, — уточнил Игорь Ращектаев. — Я сам начинал как кузнец-любитель, изучал средневековые кузнечные техники, рылся в исторических трудах, изучал археологические находки. Сама работа кузнеца спустя тысячу лет практически не изменилась. Это доказывают и находки археологов. К примеру, кузнечные клещи X века практически не видоизменились ни в XV, ни в XIX веках. Менялся подход, поскольку из века в век становилось больше знаний о металлах, механике и средствах кузнечной обработки.
Все, кто состоит в нашем клубе, пытаются осваивать средневековые техники, как, например, литье бронзы, изготовление медно-оловянных сплавов, кованых предметов. В первую очередь, мы опираемся на археологию, на то, что найдено. Не делаем того, чего не находим сами. Суть в том, чтобы повторить технологию и изготовить предмет, подобный древнему оригиналу исключительно по всем параметрам, а не только по очертаниям.
— А что или кто на фестивалях подобного направления является экспертом исторического соответствия представленных технологий, материалов, средств?
— Когда на фестиваль прибудут заявленные участники, у всех у них будут одежды, сопутствующие предметы, на которые заведены исторические паспорта. В этом очень важном документе указывается степень соответствия представляемого образца действовавшим средневековым стандартам. Организаторы фестиваля подходят к этому очень тщательно. К примеру, не должно быть так, что обувь на «реставраторе» из десятого века, а пояс — одиннадцатого.
Идентичность проверяется по имеющимся образцам, найденным археологами, с описанием исторических трудов средневековых и последующих ученых.
Кстати, любопытно то, насколько изменилось содержание костюма в наши дни. Его универсализация практически размыла социальные и национальные характеристики. А в IX‑XI веках каждый этнос, каждая группа людей того или иного социального класса имели свой уровень. Богатым нельзя было носить одежду простолюдина и наоборот.
В наше время что отличает статусных людей? Дорогое авто, роскошное жилье. В те времена социальные знаки отличия люди носили «на себе», в одежде. Их одежда соответствовала тому иерархическому уровню общества, к которому они принадлежали. Для этого использовались драгоценные камни и дорогие металлы, ткани, которые стоили баснословных денег, например, в Китае, Иране, Византии. То есть более богатые использовали больше дорогих материалов в своем одеянии.
Все это мы должны учитывать в исторической реконструкции.
Есть разные уровни, степени реконструкции. Материал для одеяний можно использовать современный, к примеру, лен. Он сейчас такой же, как и в те времена. А те реконструкторы, которые серьезно погружается в историю, используют домотканые лен, шелк, шерсть, сами красят его по древним технологиям. Поэтому уровень достоверности у всех разный.
— Скажите, какой территориальный статус будет у вашего фестиваля? Если исходить из того, что на участие в нем откликнулись клубы исторической реконструкции Урала, Сибири, Поволжья, то надо полагать, что масштабы мероприятия соответствуют всероссийскому уровню?
— Сложно сказать, пока очевидно то, что в Троицке такой фестиваль первый. В настоящее время фестивалей исторической реконструкции раннего средневековья в России немало, от местных до международных. Наиболее крупные и популярные — «Битва тысячи мечей» в Москве, «Русборг» в Липецке, «Абалакское поле» в Тобольском районе Тюменской области и множество небольших фестивалей, которые проходят по всей России.
Мы организовали фестиваль исторической реконструкции раннего средневековья. Это первый задел, смысл которого в подходе в перспективе к Троицкой крепости, истории освоения Урала.
— Данный фестиваль имеет такую особенность, — пояснила директор краеведческого музея Светлана Нурмухаметова, — что в нем не оговариваются временные рамки, за основу берется его тема. Сегодня она отражает период раннего средневековья, в следующий раз, возможно, будет что‑то другое. Для Троицка важно создать и развивать данную традицию и в качестве туристического проекта.
Анна Тушина