Троицкой школе искусств № 1 — 70 лет. Дата солидная настолько, что многие педагоги, стоявшие у истоков ее создания или посвятившие этой школе всю жизнь, стали легендами, или, как модно сейчас говорить, брендами Троицка.
Достаточно назвать их имена, чтобы понять, о каком виде искусства идет речь: Ольга Влащенко, Анатолий Ткачев, Тамара Богданович, Вадим Егоров и многие другие. Нельзя не отметить в этой плеяде талантливых троичан безвременно ушедшего музыканта Вячеслава Игошина и его уникальный ансамбль «Жалейка». Все они — не просто местные знаменитости, но прежде всего преподаватели Троицкой детской школы искусств № 1.
В чем секреты долголетия, постоянного творческого роста и новых достижений коллектива детской школы искусств № 1? Об этом рассказывает ее директор Сергей Катричев:
— Пожалуй, самое главное, о чем хотелось бы сказать в честь юбилея школы, это о великой преданности наших преподавателей своему делу. Все они — пример беззаветного трудолюбия и бескорыстия. Некоторые из них всего лишь немного моложе школы, в стенах которой проходил их творческий и профессиональный рост, складывалась их жизнь и судьба. В этом почетном списке наши ветераны: Светлана Гончарук, Альфия Юсупова, Михаил Казаков, Галина Лаврова, Татьяна Середа, Вера Прокудина, Валерий Дружинин и другие преподаватели, которые не только щедро делятся с учениками своими знаниями и умениями, но и стараются передать им свою горячую любовь к искусству.
Интересной особенностью нашего коллектива является то, что подавляющее большинство педагогов, будь то молодежь или ветераны, учились именно здесь, а затем, после получения профессии, вернулись в родные стены. Поэтому преемственность поколений стала в школе замечательной традицией, как и творческие династии в ней. Здесь давно и успешно работают сестры Светлана Гончарук и Вера Прокудина, Лариса Бугаенко и Клавдия Тарабаева, а также Ольга Кириевич и ее дочь — Вера Цукур. Преподаватель по классу гитары Александр Игошин стал достойным продолжателем дела своих родителей — Натальи и Вячеслава Игошиных. В этом ощущается волшебная сила притяжения искусства, любимой работы и родной школы, где каждый преподаватель является образцом преданности педагогическому труду, сохранению культурных традиций и воспитанию учащихся на лучших образцах классического академического искусства.
За 70 прошедших лет изменилось многое. Мы с горечью видим, как из народной культуры и искусства в целом постепенно уходят еще недавно так любимые всеми популярные музыкальные инструменты, хоровые традиции. Уходит, к сожалению, то, к чему стремились и чем всегда гордились практически в каждой семье. Как настоящие патриоты, преподаватели школы искусств № 1 ставят перед собой непростую задачу сохранения вековых культурных традиций нашего народа.
Что думают о своей профессии преподаватели школы, как выбирали ее и за что любят — об этом мы спросили у представителей трех поколений коллектива школы искусств № 1.
Вадим Егоров, преподаватель художественного отделения, член Союза художников России:
— Для меня это 35‑й день рождения родной школы, в которой я тружусь в качестве преподавателя отделения изобразительного искусства. Но есть для меня и еще один юбилей — 50 лет назад в сентябре 1967 года я впервые переступил порог нашей школы, став учащимся по классу скрипки у замечательного педагога Ольги Львовны Влащенко. До сих пор я очень благодарен ей за то душевное тепло, которым она меня окружала.
Я очень рад тому, что с каждым годом к нам приходит все больше ребят. Мы расширяемся, увеличиваем количество групп. И в каждой группе есть несколько человек, для которых наша школа — не просто учреждение дополнительного образования, а одна из главных дорог всей жизни. Они и есть надежда педагогов, стимул для движения вперед. Работы именно этих ребят, победителей и призеров областных, всероссийских и международных конкурсов, являются нашей гордостью и основой любой нашей выставки.
Елена Вафина, заведующая отделением ИЗО-искусства, поделилась той радостью, которую дает ей ее профессия:
— Я горжусь тем, что я — ученица Сергея Геннадьевича Катричева. Мне комфортно работать рядом со своим преподавателем потому, что у нас с ним полное взаимопонимание, одинаковый подход к решению всех творческих задач. Поэтому я искренне радуюсь за наших выпускников, которые выбирают преподавательскую стезю и, более того, возвращаются к нам в качестве преподавателей.
Я радуюсь, что востребованность художественного отделения возрастает год от года. Работая здесь уже 20 лет, я замечаю, как меняется отношение детей и их родителей к занятиям в школе искусств. Все чаще дополнительное образование ценится ими как основное, так как в нем они видят перспективы будущей профессии. Действительно, современность породила множество новых профессий, связанных с изобразительным искусством. Дизайн стремительно охватил все производственные и культурные сферы, архитектура расширила свои возможности, художественное творчество реализуется в повседневном быту в виде самых разных профессий. Очень приятно принимать приходящие отовсюду благодарные отклики наших выпускников.
Ангелина Федорова, выпускница ДШИ № 1, преподаватель фортепианного отделения, концертмейстер высшей категории.
Ангелина Владиславовна закончила класс фортепиано у Галины Николаевны Лавровой, поныне продолжающей преподавание в ДШИ № 1. Успешная учеба, победы на конкурсах с самого детства зародили высокую мечту о выступлениях на большой сцене. Потом это было подкреплено учебой в консерватории и сольными концертами, с большим успехом проходящими в концертном зале родной школы.
— В 14 лет я мечтала, что буду артисткой, — вспоминает Ангелина Владиславовна. — Мне нравилась сцена, выход на нее всегда воодушевлял, страха не бывало никогда, а был восторг и ощущение полета. Это состояние возникает каждый раз, когда я выступаю в роли концертмейстера с юными исполнителями на концертах или конкурсах. Эта возможность выступать на сцене наполняет мою жизнь большим смыслом и светом. Только несведущему слушателю со стороны кажется, что в аккомпанементе нет ничего особенного — «главный» все равно всегда — солист. Между тем играть надо так, чтобы подчеркнуть все индивидуальные достоинства солиста, не заглушая его своей игрой, помочь добиться нужного характера и стиля произведения. Психологическое напряжение довольно большое. Но вот руки прикоснулись к клавишам — и я не чувствую, где я, весь организм подчинен звукам. Не передать, как это прекрасно! За это я безмерно люблю свою работу в школе.
Елена Небель, преподаватель художественного отделения, окончив два ВУЗа на «отлично», стала преподавателем, в котором коллектив школы видит свою достойную молодую смену:
— Я третий год работаю в школе искусств № 1 на том же отделении, на котором училась в школьные годы у педагога Елены Вафиной. Когда‑то я была ее воспитанницей, а теперь стала коллегой. Работаю я здесь с большим удовольствием, с пониманием того, что в этом — мое призвание. Нам с ребятами никогда не бывает скучно. В своих беседах мы часто затрагиваем вечные темы, питающие духовность человека. На занятиях осваиваем приемы академического рисунка, который лежит в основе не только мастерства живописи, но и культуры восприятия искусства в целом. Я рада, что могу способствовать расширению кругозора моих учеников.
Дилара Кадомцева, преподаватель фортепианного отделения. Жительница Башкирии, она закончила Магнитогорскую консерваторию, где ей и предложили остаться работать.
— Но судьба распорядилась иначе, — рассказывает Дилара Рамильевна, — муж привез меня в Троицк, где я уже третий год работаю в школе искусств и считаю, что мне очень повезло. Я чувствую себя на своем месте в этом прекрасном коллективе и очень благодарна за тепло, доброжелательность и поддержку моих старших коллег. Здесь приветствуется и поощряется любая творческая работа, поддерживаются выезды на конкурсы, и это вдохновляет на новые проекты и победы.
Я полюбила Троицк за его красоту, тишину и компактность, свою новую семью — за творческий дух и музыкальность. Мой муж, строитель по специальности, тоже — бывший выпускник школы искусств № 1, любит играть на гитаре и электромузыкальных инструментах. Он хорошо играет по нотам и легко подбирает любую музыку по слуху. Одним словом, музыка нас связала, — улыбается Дилара.
Анна Передерий, хореограф, родом из Луганской области, в Троицке с 2001 года. Здесь пошла в первый класс. Одновременно с этим в школу искусств на отделение хореографии.
— Сейчас я преподаю сама в том же кабинете хореографии, где училась у Елены Николаевны Бондарь. Здесь же, именно в этом кабинете, и родилась моя мечта — стать преподавателем хореографии и быть во всем похожей на своего учителя. Но в 15 лет родители не отпустили меня из дома, а вот как только мне исполнилось 18 лет, я уехала учиться хореографии в Челябинск. Получив среднее специальное образование, продолжаю заочно учиться в челябинском вузе. Все складывается так, как я задумала. Моя мечта исполнилась. Я очень люблю свою работу, люблю своих маленьких учеников и очень хочу, чтобы у всех сбывались их мечты.
Это лишь немногие высказывания бывших выпускников, а ныне — преподавателей школы искусств.
Сегодня, в 70‑летний юбилей школы, говоря о преемственности поколений, нельзя не вспомнить о тех, самых первых ее учителях, стоявших у ее основания в далекие послевоенные годы. Это Юрий Леопольдович Геллер, Диана Алексеевна Щукина, Валентина Григорьевна Чернева, Валентина Васильевна Моисеенко, Валентина Ивановна Колобова, конечно же, всеми любимая Ольга Львовна Влащенко и многие другие. Это их великим трудом и талантом школа возрастала, постепенно становясь центром культурной жизни города.
Но главное даже не в том, стали выпускники школы профессионалами или нет, а в том, что все они, прикоснувшись к великому и прекрасному искусству музыки, живописи или хореографии, стали более гармоничными, культурными и широко образованными людьми, навсегда сохранившими в душе воспоминания о школе и благодарность воспитавшим их учителям.