Главная  |  Новости  |  Газета «Регион»  |  Троицкий Вестник  |  Архив газет  |  Реклама  |  Контакты  |  Объявления  |  Правила

Власть      Экономика      ЧП      Спорт      Культура      Здоровье      Образование       Социум      История      Рассказы троицких писателей      Видео

Печь для радости души

Печь для радости душиКогда он садится в автобус, пассажиры оглядываются на него, кое‑кто невольно ощупывает карманы…
 
Такой вот непрезентабельный и жуликоватый вид у Андрея Филипповича Феличко, печника из Каменной Санарки. Старенькая телогрейка, растоптанные подшитые валенки, видавшая виды шапка с распушенными ушами — дремучий облик. Про такого скажут: «Из леса вышел…»
Но когда встретишь его взгляд, становится неудобно за эти мысли. В спокойных глазах его, цвета пасмурной дали, невозмутимость человека, повидавшего всякое на своем веку. Но чуть шевельнутся седые кустистые брови, сверкнут глаза синевою — брызнет из них неистребимое мальчишеское любопытство и озорство. В семьдесят два года…
Чего только не умел его отец: выплавлял чугун, пек хлеб, обжигал кирпич, а когда однажды сосед по улице попросил печь сложить, не терзал себя сомнениями — получится или нет, стал глину месить, хотя умения у него было ровно столько же, как у того соседа. Уж такие они Фелички, рисковые. Говорили еще про них: «Фелички дела не боятся, дело их боится»…
Печь получилась, и грела, и не дымила. Наверное, с того дня молва по округе пошла — Фелички — печники. А уж раз нарекли тебя люди мастером — будь им, таков у Феличек характер.
С семи лет отец к печному делу сына приучал, с собою брал. Сборы недолги: мастерок, молоток, кусок хлеба в тряпице, через плечо шаблон для выкладывания свода русской печи, и вот она — дорога, от деревни до деревни, тропинки и проселки. Ждали-пождали их и как дорогих гостей встречали: кому печь переложить, кому дымоход почистить. Ну, а новую печь класть — обязательно на новолуние, по людским приметам она теплее получалась.
Только Фелички в приметы мало верили, надеялись на себя больше. Бывало, разбирают старую печь, непонятный канал откроют. Для чего? «Тепло отдать», — решает Андрей. «Нет, для лучшей тяги», — возражает отец. «Для тепла!» — «Для тяги!» «Ты че это?» — «А ты че?» Крепко заспорят. Потом мазнут друг друга сажной пятерней по рожам, расхохочутся. Только Андрей чаще правым оказывался, а чтобы доказать это, не ленился печь до самого основания разобрать.
— Тебе, Андрюха, легче моего, ты пять классов закончил, — неуклюже оправдывался отец. — Ну, ничего, в следующий раз я вперед скумекаю и беспременно тебя ущучу.
Так вот и учились ремеслу в работе, споря, подзадоривая друг друга. Плиты с духовками, «барабаны», «голландки», «банные», «итээровские», печи-столы — многим приглянулась тогда эта выдумка печников Феличек.
— Надо уметь свою работу со стороны увидеть, — поучал отец. — Будто она и не твоя вовсе. И разбор ей в башке до последнего кирпича устроить… Чтоб не довольство собой, а смута в душе поселилась. Тогда следующую лучше выложишь.
Постарел отец, и стал Андрей самостоятельно по печному промыслу ходить. Уйдет — и с концом.
— Чего так долго? — спрашивает отец. — Или пяток печей сложил?
— Одну. Со смутой на душе.
Удивлялись заказчики юному мастеру. Положит рядок кирпичей будто нехотя. Отойдет, посмотрит, иногда в бумажке черканет. Кто удивлялся, кто опасался, думал: «Чудаковатый, однако… А может, дела не знает?»
Но печь получалась, не обычная каменная громада на пол-избы, — а небольшая, ладная и словно бы живая. Вспыхнет в топке, загуляет с перещелком пламя, весело загудит дымовая труба. «А тепло‑то будет?» — все не верится хозяину.
Жар — вот он, да такой приключится, хоть двери отворяй. На диво экономны печи Андрея Феличко и тепло в доме, что термос хранят.
Он очень хотел учиться. Так сильно хотел, что в 1936 году поступил в Магнитогорске на двухгодичное учительское отделение пединститута. Поступил… с пятью классами за плечами!
— Как? — переспрашивает меня старый печник. Глаза его посинели, брызнули шалыми искрами. — Очень настырный был, вот и поступил. Рассчитывал: пока разберутся, кто я есть на самом деле, да пока решатся выгнать к чертям, чему‑то непременно научусь. И еще в литературное объединение ходил, называлось оно «Кабинет рабочего автора». Подсмеивались надо мной, подшучивали. А мне не до шуток: у поэтов тоже надо было хоть чего‑то перенять.
Со второго курса за академическую неуспеваемость выперли. А я даже успел экзамен по теории литературы сдать. Начал снова печи мастерить, да объявление прочитал. Дескать, при том же институте 8‑месячные сокращенные курсы организуют. К удивлению, мое заявление опять приняли.
Шесть месяцев проучился. Да опять промашка вышла. В то время наш институт с горно-металлургическим соревновался: институт с институтом, курс с курсом, группа с группой, студент со студентом. Вот и ко мне пристали, говорят: «Пиши, Андрюха, договор на соревнование с будущим инженером». Отнекивался я, хотел еще лекции послушать. Но настояли… Написал я его стихами в шуточной форме. Два института от смеха чуть не померли. Однако, не это главное. Под сотню ошибок я сотворил в договоре, и опять… из института выперли. Такая вот у меня учеба вышла, мои университеты… Переехал в Пласт, в нем не было центрального отопления, и моими печами очень интересовались.
— А почему бы школу не закончить, — спрашиваю печника, — а уж потом институт пытать?
— Да вот такой я Феличко, хотел нахрапом образование получить, но не вышло…
В Пласте его свалила болезнь, что с раннего детства неотступно шла за ним по пятам. Одолела, да так круто, что подумалось ему: «Больше не будет для Фелички печек…» Иногда в липком бреду видел отца. Он заглядывал ему в глаза, задиристо подмигивал: «Ну, что, Андрюха? А солнечная печь, о которой мы с тобой кумекали? Маленькая такая, жаркая… Или слабо ее сложить?»
Он все‑таки поднялся. К удивлению врачей. Был очень слаб, но, как голодного к еде, тянуло к работе. И печи клал. Сидя, надстраивая леса. А его отговаривали, стращая: «Ну, куда тебе с туберкулезом позвоночника…» Потом он напишет карандашом в ученической тетрадке:
Я за кроху, невеличку…
Чтоб в деревне слышать речь:
«Это мне Андрей Феличко
Сделал солнечную печь!»
Везде, где бы ни был, он приглядывался к печам, изучал чужую работу, искал в библиотеках чертежи и книги по любимому ремеслу. Но было их до обидного мало. Тогда он придумал собственные конструкции декоративных печей с художественной выкладкой — печь-«гармонь», «ромашка», «снежинка», камин-«рояль», печь с подземным ходом для обогрева пола. Появились на них карнизы, «зеркала», замысловатые украшения — все, по выражению мастера, «для радости души». Как‑то на лавочке услыхал от стариков сказку про безугарную чудо-печь, в которой всю зиму золу не выгребают. Подивился тогда вместе со всеми, а мысль о ней гвоздем в голове засела, и не было от нее ни днем, ни ночью покоя.
…Как не выгребать золу — сразу придумал, а вот как от коварного врага — угарного газа — обороняться и чтобы тепло в печи удержать — здесь Андрей Филиппович много бессонных ночей провел и карандашом не одну тетрадку извел.
И сделал эту «сказку». Попутно изменил конструкцию дымоходов. Получилась у него русская безугарная печь, в которой зола удаляется один раз в 7‑10 дней… с улицы. И еще. Если обычная печь остывает за 10‑12 часов, то его — за 17‑18.
Как мог, сделал описание, приложил чертежи и послал все в столицу, известному светилу и автору книг по нагревательным печам. В 1985 году в Стройиздате вышла солидная книга Ю. П. Соснина и Е. Н. Бухаркина «Бытовые печи, камины и водонагреватели». Вот что там сказано:
«…Несомненный интерес представляют русские печи проекта А. Ф. Феличко. Им разработаны конструкции, имеющие в отличие от других печей специальный золовой канал с золосборником, из которого очаговые остатки сбрасываются наружу помещения в специально отведенное место, что позволяет сразу после топки печи перекрыть ее заслонкой от дымовой трубы и предотвратить попадание угарных газов в помещение. Это также замедляет охлаждение протопленной печи, за счет чего значительно увеличивается ее производительность.
А печь с подтопком конструкции А. Ф. Феличко может обогревать 3‑4 смежные комнаты, и одновременно в своде ее можно качественно выпекать хлеб… Расход угля составляет: в холодное время при одноразовой топке — полведра, при двухразовой — ведро. В теплое время при одноразовой топке — четверть ведра».
— А чего же тебе, Филиппыч, гонорар не выслали? — интересуется кто‑нибудь из его заказчиков. — Вон сколько страниц твоим печам места в книге отвели.
Старый печник будто не слышит. Он открывает книгу, тычет заскорузлым пальцем в красочные чертежи с надписью «Печи конструкции А. Ф. Феличко, с гордостью говорит:
— Посмотрят сюда люди и скажут: «Знать‑то, не зря жил Феличко, вон какие печи отчебучивал! Хорошо, что людям все остается…»
В его доме тихо. Ни кур, ни гусей.
— Чтобы домашнюю скотину держать — ту же кошку, собаку, — оседлость нужна. А у меня жизнь на особинку — в людях, в дороге. Куда позовут, туда и иду печь ставить.
Зимой он все больше дома. Пышет жаром печь-лежанка его конструкции. Она обладает особым лечебным эффектом: простуды, радикулиты, прочие хвори запросто из человека выгоняет. Карандаш и тетрадка наготове. Здесь, на кухонном столе, покрытом чистой клеенкой, он записывает:
Стынь над Пластом. Свет в окошках,
Лунною порошею
Я иду встречать с гармошкой
Девушку хорошую.
Только зря трепал гармошку,
Дым из труб. Встает рассвет,
Вон опять огонь в окошках,
А ее все нет и нет.
Зря над Пластом не гремите,
Золотые планочки.
Лучше сердцу подскажите,
Что же нету Галочки?
Есть у него еще одна мечта. Сделать «солнечную» печь — маленькую, компактную. Чтобы на дворе мороз и багровое солнце, а в горнице без угля и дров грело. Вот уже и конструкция в голове, чертежи наготове, только несколько специальных линз надо, для дела. Летом старый мастер планирует в Питер махнуть. Говорят, там стекольная фабрика есть и можно заказ сделать.
— Хочу вот еще пчелами заняться…
— А пойдет?
— Почему нет? С печами пошло, и с пчелами пойдет.
…Когда вы увидите его на автобусной остановке с потертым ученическим портфельчиком за спиной, где побрякивает печной инструмент и лежат тетрадки со стихами, не удивляйтесь его дремучему обличью. Он достанет из‑за голенища подшитого валенка карманные часы «Молния», посмотрит на белый циферблат и сердито вздохнет: опять опаздывает…
Вглядитесь в неправильные черты лица старого мастера с сажей, навечно въевшейся в кожу. Чудаковатый и добрый это человек. Наш с вами современник.

1988 г.
Анатолий Столяров,
член союза писателей России

0
Поделиться новостью с друзьями:



Метки:

Добавление комментария

Уважаемые посетители!

На нашем сайте вы можете не только читать новости, но и публиковать свои. Приглашаем школы, учреждения культуры и простых посетителей размещать свои материалы.
Как разместить свою статью на сайте можете узнать здесь

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
Название улицы между улицами "Гагарина" и "Ленина"
Ответ:*
Введите код: *


Сообщение для редакции


Ваше имя:
e-mail:
Текст сообщения:

Отправить


Оформить заявку на рекламу можно здесь


Архив новостей

 

В виде календаря

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

В виде списка

Апрель 2024 (56)
Март 2024 (106)
Февраль 2024 (96)
Январь 2024 (73)
Декабрь 2023 (99)
Ноябрь 2023 (98)
 
Подробнее...


Троицкая афиша

 

Кто сейчас онлайн?

Всего на сайте: 38
Пользователей: 2
Гостей: 36
amichael Dmitry74

Мы "Вконтакте"

 

Мы в OK.RU

 

Рассказы троицких писателей