Троицкий станкостроительный завод. В свое время несколько поколений троичан посвятили свои судьбы этой легенде отечественного машиностроения и гордо называли себя станкозаводчанами. Что происходит сегодня на предприятии, с которого лет пять назад увольняли оставшихся работников в связи с его банкротством? Об этом мы спросили генерального директора ТСЗ, члена федерального правления и областного совета общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Павла Лепина.
- Благодаря поддержке губернатора Михаила Юревича, главы города Троицка Виктора Щекотова, председателя Челябинского регионального отделения ОПОРЫ РОССИИ Александра Калинина мы вышли с инвестиционным проектом по восстановлению производства на станкостроительном заводе, - говорит новый директор. - Ни для кого не секрет, что в 2009 году производство было фактически остановлено. Так, в 2010-м мы с молодой новой командой взяли предприятие в аренду и начали новый для нас вид деятельности. В частности, и я, так как после окончания Троицкого авиатехколледжа и работы в рефдепо созрел до мысли о том, что пора бы заняться собственным делом. Так, в 2010 году, арендовав площади, мы предприняли попытки по возрождению производства. Дело это оказалось весьма непростым.
- Вот вы говорите: мы - новая молодая команда, по какому принципу она формировалась? Почему приоритет отдан именно молодежи?
- Начну с того, что средний возраст работников предприятия, в частности, управленцев, не превышает 35 лет. И это себя оправдывает - отдел менеджмента, который занимается реализацией станков, за последние два года смог добиться конкретных успехов. Произошло это потому, что молодые специалисты были способны принимать креативные перспективные решения в плане продаж, заключения контрактов. Опять же подчеркну, что и менеджеры столкнулись с абсолютно новым для них делом. С большим энтузиазмом и заинтересованностью ими были проведены маркетинговые исследования, анализ российского рынка (пока мы ориентированы на российский рынок по сбыту электроэррозионных станков). Это, в свою очередь, привело к выводу о необходимости разработки инвестиционного проекта с целью выкупа предприятия и проведения технического перевооружения. И как итог - серийное производство станков в 2014 году. После визита губернатора были достигнуты определенные соглашения с собственниками предприятия, с Челябинским филиалом Россельхозбанка и МСП-банком (банк поддержки малого и среднего предпринимательства). В настоящее время ведется подготовка к оформлению кредитных договоров. После завершения этой работы начнется реализация проекта, по нашим планам - с июля нынешнего года.
- Наверное, сейчас очень сложно с инженерно-техническими кадрами?
- Специалисты, которых мы не можем найти среди молодежи – инженеры-конструкторы. Для полного восстановления конструкторского бюро нами приглашен бывший главный механик «Уралмашзавода" Петр Александрович Москвин, который, образно говоря, на станках собаку съел. Он помогает нам в технических решениях, благодаря чему начата разработка линейки новых станков. При этом ведется целенаправленная работа по патентованию всех моделей станков, которые будут выпускаться на заводе - токарные, электроэрозионные, копировально-прошивочные с современной системой ЧПУ. В настоящее время готовятся патенты на два вида токарных и три вида электроэрозионных станков.
- А как складывается ситуация с непосредственными исполнителями всех ваших планов, от которых напрямую зависит производство станков, - рабочими?
- Сегодня мы особенно нуждаемся в услугах токарей. Но есть одно большое "но". В связи с тем, что оборудование будет приобретаться новое и современное, с программным сопровождением, к тому же дорогостоящее, то мы предусмотрели программу обучения за счет предприятия. С каждым, кто готов стать токарем и обучаться этому в Москве, будет заключен контракт, в котором будет указано в том числе и условие об обязательной отработке определенного срока именно на нашем заводе. Таким образом, мы подстраховываем свои расходы на получение специальности человеком, который может, в принципе, пойти работать и в другое место.
- Почему обучение именно в Москве? Разве в Троицке нет учебно-производственной базы для подготовки станочников? Когда-то с этим не было проблем в нашем городе?
- Мы рассматривали данный вопрос с главой города В.А. Щекотовым. В настоящий момент организовать этот процесс в Троицке довольно сложно. Но рано или поздно он станет для нас необходимым. Это произойдет потому, что помимо традиционного продукта с момента открытия станкозавода - электроэрозионных станков, мы намерены выпускать и различные серии токарных станков с ЧПУ. Когда выйдем за рубежи становления, обеспечим объем производства и сбыта, тогда и начнем думать о создании собственного учебно-производственного центра. Считаю, что без помощи города мы не обойдемся. Сейчас же нас ждут планы, которые нужно реализовать безотлагательно.
Срок окупаемости инвестиционного проекта рассчитан на 4,5 года. Стартовая отметка - июль 2013 года, финишная - 2015 год, когда будут созданы опытные образцы современных станков, прошедших испытания и тестирование. Таковы наши планы.
Галия Халикова