На очередном заседании городского общественного координационного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства состоялся «круглый стол» по вопросам защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
С разъяснениями по действующему законодательству в данной сфере выступила старший помощник прокурора г. Троицка О.Г. Пруцакова. Представитель прокуратуры подробно проинформировала о существующих требованиях и правилах плановых и внеплановых проверок (выездных и документарных). Ольга Григорьевна напомнила, что в рамках законодательства предприниматели должны быть уведомлены о проведении плановой или внеплановой проверок. Они также вправе ознакомиться как с удостоверениями представителей контрольных органов, так и с наличием у них согласования органов прокуратуры на проведение выездной внеплановой проверки, если такое согласование необходимо в силу Федерального закона №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Что же является основанием для проведения внеплановой проверки, и в каких случаях требуется прокурорское согласование? В соответствии с законодательством основанием служат следующие случаи:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Проведение внеплановых проверок по основаниям, предусмотренным пунктами а) и б), согласуется с органами прокуратуры. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки явилась необходимость принятия неотложных мер органами государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.
В случае, если требуется незамедлительное проведение внеплановой выездной проверки, копия решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки направляется органом прокуратуры в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля с использованием информационно-телекоммуникационной сети.
Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.Что должны предусмотреть при этом проверяемые? В первую очередь, иметь прошнурованный, пронумерованный и скрепленный печатью журнал проверок, в который проверяемые вносят следующие записи: дата, время, Ф.И.О. проверяющих лиц, основания проверок, выявленные нарушения, принятые по результатам проверки меры. В случае несогласия с актом проверки или выданными в адрес предпринимателя или юрлица предписания об устранении нарушений закона, субъект предпринимательской деятельности вправе обратиться с требованием об их обжаловании в вышестоящие контролирующие органы, прокуратуру или в суд.
Участники «круглого стола» задавали помощнику прокурора различные вопросы, касающиеся исполнения 294-го Федерального закона. Особенно интересовались деловые люди по поводу жалоб. К примеру, вправе ли проверяемый требовать ознакомления с письменным обращением в контролирующие органы о нарушениях в предпринимательской деятельности? Как пояснила Ольга Григорьевна, знакомить с жалобой можно только с письменного согласия заявителя.
В завершении своего заседания предпринимательский актив города отметил важность подобных информационно-консультативных встреч, на которых обсуждаются самые актуальные вопросы защиты предпринимательства.
Галия Халикова