18 апреля мировая общественность отмечает Международный день охраны памятников истории и культуры.
Наш город исторический. В 1990 году Троицк вошел в состав четырехсот поселений России, получивших статус исторических населенных мест. В этот день хотелось бы напомнить всем троичанам о бережном отношении к нашему культурному наследию, ведь защищая и оберегая его, мы проявляем духовное начало личности, обогащаем собственную культуру и культуру городского общества в целом.
Выражая себя, общественная сила может оказать конкретную помощь администрации города Троицка в деле реставрации и ухода за памятниками архитектуры. Троичанам есть, чем гордиться. Красивейшие старинные дома с интересным архитектурным решением, общественные здания, многие десятилетия украшающие наш город … Архитектурные памятники придают Троицку особую атмосферу, глубокую духовную привязанность к данному месту.
Сегодня я проведу для вас экскурсию «По улицам нашего города» и постараюсь рассказать об уникальности города Троицка. Конечно, в одном материале не расскажешь о всех троицких достопримечательностях. Я же хочу другого. Давайте увидим прекрасное в ставшем для нас привычным и обыденным.
О.В. Пруцкова, ведущий специалист по охране объектов культурного наследия
Город Троицк в той или иной мере сыграл свою роль и нашел свое место в истории России. В течение столетий он выполняет важные функции в экономике и духовной жизни нашей страны, и это обеспечивает ему устойчивое сбалансированное существование: сначала административную функцию правительственного форпоста, а в скором времени Троицк становится уездным пунктом экономических связей, обеспечивая первый, наиболее значимый уровень товарообмена. И сегодня сохранившийся историко-архитектурный комплекс города живет полноценной жизнью в результате происходящих реформ.
По величине историко-архитектурных ресурсов Троицк входит в группу таких городов Урала, как Екатеринбург, Челябинск, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, а по степени целостности архитектурного облика исторической городской среды превосходит их. Застройка города Троицка располагает памятниками градостроительства и архитектуры, истории, монументального искусства, многие из которых не имеют аналогов на Урале.
Кварталы застройки центральной части города сформировались как уникальные градостроительные комплексы, объединяющие жилые, производственно-хозяйственные и торговые постройки. Застройка Троицка осуществлялась строителями-практиками, и они серьезно повлияли на характер стилевых течений в архитектуре Троицка. Декоративная сторона характерна насыщенностью декора фасадной композиции, на свободном использовании деталей «русского» стиля, «барокко», самым устойчивым оказался «Кирпичный стиль». Общественные здания строились только на принципах русского классицизма: гимназия (ныне педагогический колледж, ул. Гагарина 13), приходская школа (лицей №13, ул. Красноармейская, 36), ремесленная школа (здание школы №2, 30 лет ВЛКСМ, 38), «Народный дом» (ГДК, ул. Гагарина 25), гостиница (детская поликлиника, ул. Володарского, 31), здание окружного казачьего суда (администрация города Троицка). И только в первом десятилетии 20 века в архитектуре общественных зданий применяется стиль «модерн»: гостиница Башкирова (ул. Климова, 9), кинотеатр «Марс» (ул. Советская, 46). В жилой архитектуре получает развитие усадебный комплекс – это различные по составу строения, более скромные по архитектурному решению. Но они строились в подражание «образцовым» фасадам, заимствуя на свое усмотрение принцип композиционного построения декоративного убранства на фасадах здания и в интерьерах.
Активное развитие торговли привнесло в застройку города удивительные по исполнению торговые здания, начиная от купеческой лавки до крупных торговых домов, таких как «Торговые ряды» и «Пассаж Яушевых». Троицку свойственна и еще одна, пусть и местная, строительная тенденция, которая существенно преобразила городскую среду, оформила уличные фасады. Это тщательная архитектурная разработка и убранство рядовых домов, т.е. хозяйственных помещений: конюшен, складов, амбаров и малых форм: оград и ворот.
К началу 20 века кварталы застройки центральной части города сформировались как уникальные градостроительные комплексы, объединяющие жилые, производственно-хозяйственные и торговые постройки. Троицк формируется в единый градостроительный комплекс и получает завершенный вид. Его планировка сохранилась до настоящего времени. А в архитектуре застройки присутствует критерий практичности и хозяйский подход, хороший эстетический вкус застройщика и желание своим строением придать вид репрезентативности. Архитектура города во всех проявлениях практичная, но она от этого не стала дешевой. Ключевым понятием архитектурной практики всегда были «современность» и «прогресс». Стимулом архитектурного развития была всегда личная инициатива, поддержанная личными средствами, а важным критерием оценки архитектуры было понятие «удобство».
Темпы и объем строительства на протяжении длительного исторического периода (середина 18 века – начало 20 века) всегда были высокими, а архитектура - самых совершенных течений русского зодчества как в области стиля, так и в области композиционных решений и высокого уровня строительной техники.
Здание бывшей типографии «Энергия», где сейчас находится центральная аптека, построено в конце 19 века. Здание двухэтажное, кирпичное, в плане квадратное. Декор северного и западного фасада идентичен. По фасаду 5 прямоугольных окон с лучковыми завершениями на этаже. Во втором этаже обработаны они профилированными наличниками с замковыми камнями. Плоскость стены завершается фризом и карнизом. По осям здания пилястры. Над ними пилоны и аттик. Крыша стропильная, вальмовая, крыта железом, покрашена. Вход в здание в срезанной угловой части отмечен высоким крыльцом с железными перилами. Над входом треугольный фронтон с карнизом сложного профиля. К сожалению, архитектор данного здания не установлен.
Особняк купцов Гладких (ныне кожно-венерический диспансер) построен не позднее 1910 года. Предположительно по проекту архитектора А.А. Федорова, на что указывает общность некоторых деталей с доходным домом Бакирова. В композиции выделяются группы элементов, состоящих из лопаток и криволинейных фронтонов, заключающих по три окна. Эти группы образуют наиболее крупные членения фасада и создают вертикальные акценты в его композиции. С их помощью архитектуре дома сообщается свойственный стилистике модерна динамизм форм и силуэта. Данное здание относится к лучшим образцам городских особняков в стиле модерн в историко-архитектурном наследии Урала. Пассаж Яушевых (здесь размещен троицкий электромеханический завод) является настоящей жемчужиной Южного Урала. Построен в 1907 – 1908 годах прошлого века, архитектор А.А. Федоров. Каменный трехэтажный корпус имеет обильно украшенный фасад с большими окнами витринного типа. На уровне первого и второго этажей окна заполняют почти всю фасадную плоскость, узкие простенки акцентированы лопатками и полуколоннами. В членениях фасада использованы ризалиты с большим ордером, объединяющим второй и третий ярусы. Между полуколоннами вписаны арочные окна. В фасадной композиции преобладает декоративное убранство в стилевых формах «необарокко». В историко-архитектурном наследии Урала пассаж – единственное, не считая здания пассажа в Ирбите, относящегося к 1850 году, торговое сооружение 19 века, не имеющее аналогов.
Здание Народного дома, в настоящее время Городского дома культуры, построено в 1910 году. Автор - губернский архитектор Оренбургского губернского строительного отделения В.И. Шреттер, руководил строительством техник-строитель городской управы Троицка П.П. Воронин. Каменное здание с портиком и возвышающимся объемом вестибюля с дальним помещением. Относится к образцам высокопрофессионального зодчества начала 20 века. В композиции использованы крупные ордерные детали: пилястры, колонны, фигурные консоли, придающие масштабность небольшому по размерам зданию. Особо подчеркнута входная часть и оформление повышенной части объема. В стилевых формах фасадного убранства использованы классицистические, барочные элементы и линейно-геометрический орнамент модерна в обрамлении оконных проемов. Это здание относится к лучшим образцам архитектуры народных домов и Урала начала 20 века.
Электрический театр «Марс», в настоящее время досугово-развлекательный комплекс «Сан Сити», построил Андрей Радеев, вложив в стройку все наследство, доставшееся ему от отца - купца первой гильдии Радеева. Синематограф с космическим названием «Марс» начал функционировать в 1910 году, практически став ровесником одного из самых старейших кинотеатров Москвы «Художественного». «Марс» стал главным культурным и общенародным заведением. Он манил к себе троичан и гостей города необычностью волшебного зрелища, возможностью увидеть «живые картинки» о хроникальных событиях в российской державе, игровые фильмы. И сегодня кинотеатр, как и на протяжении многих лет, излучает свет самого массового вида искусства – кино. К 30-летней годовщины ВЛКСМ кинотеатр был переименован. Но не смотря на многочисленных реконструкции, кинотеатр остается тем, чем и задумывался его основателем Андреем Радеевым.
Заканчиваю свою экскурсию по улицам нашего города с надеждой, что современные троичане проникнутся чувством гордости за свой город и научатся беречь то, что нам досталось в наследство от прежних поколений троичан.