В Троицке живут заслуженные доноры России, к ним относятся, прежде всего, люди, сдавшие крови более 40 литров.
Сегодня их основная часть — это кадровые сотрудники и ветераны местного здравоохранения. Донорские биографии у них практически схожи. Так, например, заведующая отделением «Скорая помощь» С.С. Аджиалиева стала донором со студенческой скамьи.
- С нами уже на первом курсе провели доверительную беседу о важности безвозмездной кровосдачи во спасение человеческих жизней, - вспоминает Светлана Сергеевна. - Это была профессиональная установка — сдавать бесплатно кровь до 3 курса. Тем не менее многие продолжали это делать вплоть до окончания вуза и потом на медицинском поприще. При этом мы тогда не зацикливались на оплате, видя на практике, что ничто так не может помочь тяжелобольным людям или попавшим в аварии, как вовремя восстановленный кровоток. Наука пока ничего другого не придумала, поэтому кровь и ее компоненты остаются незаменимыми в чрезвычайных ситуациях, когда жизнь человеческая висит на волоске.
Более 30 лет каждые 2-3 месяца я сдавала кровь с полной уверенностью, что спасаю немало жизней. Иногда приходилось это делать и среди ночи, а то и участвовать в переливании напрямую экстренному больному, как правило, попавшему в транспортную аварию или во время сложной операции. В такие минуты судьба человеческой жизни зависела только от моей крови, и таких ситуаций было немало. Нас регулярно обследовали, поэтому доверяли в самые трудные минуты. Тогда в стране не знали, что такое СПИД , и что можно заразиться от ополоснутой кружки, из который пили чуть ли не полгорода.
Вспоминается, что к нам, донорам-стажистам, относились очень почтительно в Троицком пункте переливания крови. Собирали по праздникам, организовывали незатейливый чайный стол, дарили небольшие подарки. Но даже не это было главным, на этих встречах всегда царила по-особому теплая и дружелюбная атмосфера уважения, которую всегда поддерживала Светлана Михайловна Кабыш (заведующая кабинетом трансфузионной терапии). Поэтому на сдачу крови мы шли как на праздник, зная, что нас ценят и нам благодарны. Конечно, это теперь только воспоминания. Но, как говорится, что было, то было.
Кстати, я совсем не осуждаю молодежь, которая сейчас резко сократила свои донорские ряды. В стране, объявившей рыночную экономику, многие стали понимать, что кровь не должна стоить так дешево. Нужно менять нормативно-правовую базу донорства, которое год за годом приходит в упадок.
Что же касается медицинского контингента, уверена, что он - самый надежный и по-прежнему безвозмездный поставщик крови. В «Скорой помощи» трудятся как доноры-ветераны, так и молодые: заслуженный донор России Вера Тимофеева, наш кадровый сотрудник Эльвира Коновалова и намного моложе их Оксана Федоренко. Наше поколение энтузиастов еще успело передать готовность к благородному порыву во спасение людей, но это наша медицинская среда, а не все общество. Там другие законы, продиктованные рынком. И с этим надо что-то делать на всех уровнях власти...
Галия Халикова