Художник Галина Недовизий помнит и любит Троицк. Здесь училась в школе, уезжала и возвращалась в родной город. Уже более 20 лет Галина живет в Набережных Челнах. Работа над картинами, интересные путешествия, новые друзья, впечатления и общения всеми этими и многими другими приятными событиями заполнена жизнь творческого человека. О живописи, красоте и о женском взгляде на мир мне поведала моя собеседница.
Галина Михайловна регулярно приезжает в Троицк навестить своих родителей. Полгода она живет и работает в России, полгода — во Франции. Провинциальный Троицк стал местом тихого, неторопливого отдыха и новых встреч. Удобно расположившись в сквере отдыха у памятника основателю Троицка И. И. Неплюеву и стен старинного храма, мы неспешно ведем беседу. Говорим о многом: о взглядах на современную жизнь и искусство, о верности и дружбе.
Галина Недовизий закончила в родном Троицке среднюю школу № 10 и уехала учиться в Магнитогорский педагогический институт на художественно-графический факультет. «Все это было, разумеется, еще в прошлом веке», — мило улыбаясь, рассказывает Галина Михайловна. Это потом будут Париж, престижные и ответственные творческие проекты и заказы в столице и за границей.
После окончания пединститута Галина переехала в Набережные Челны. В городе на Каме преподавала живопись в вузе и продолжала увлеченно заниматься творчеством. В 1993 году она становится членом Союза художников России, занимается живописью, участвует в выставках, которые проходят в Москве, Нижнем Новгороде, Болгарии, Франции. Ее картины находятся в музее изобразительного искусства, в картинной галерее, в частных коллекциях в России, Болгарии, Италии, Словении, США, Франции, Швеции. Натюрморты, пейзажи, портреты — вот жанры, которые преобладают в творчестве художника Галины Недовизий. Есть любимая работа, творческие планы, талант востребован, но жить и заниматься искусством в новых рыночных условиях творческим людям нелегко.
— К сожалению, за последние годы российское правительство так и не приняло закон о творческих союзах, выживать приходится в сложных условиях, — делится мнением Галина Михайловна. — Художники, журналисты, писатели оказались без поддержки государства.
Моя собеседница приводит печальные примеры, когда в некоторых столичных и провинциальных городах России художников и писателей лишают творческих площадок и буквально выставляют на улицу. Сегодня Галине Михайловне не хватает ее искренней подруги Ларисы Поляковой — человека разносторонних интересов, многогранного таланта: педагога, журналиста, искусствоведа. Лариса, по словам художницы, была ее летописцем, умела наблюдать, переживать, была внимательным и благодарным зрителем.
— В наше быстротечное время очень мало людей, которые чувствительны к живописи, — рассуждает Галина Недовизий. — Даже если они и посещают музей, выставочный зал, это чаще всего нейтральное созерцание, без чувств и душевного переживания. По Лувру, Эрмитажу передвигаются сотни людей, все это иногда выглядит суетно. Например, в Третьяковской галерее совсем другая обстановка, там можно встретить наблюдательного, сосредоточенного зрителя.
В Париже Галина Михайловна впервые побывала в 1995 году, два месяца удивлялась, восхищалась европейской столицей. В Европе Галина воодушевленно берется за работу над новыми портретами. Бывая ежегодно во Франции, художник замечает перемены, которые происходят в этой стране, как меняются люди.
— Французы стали реже улыбаться, куда‑то исчезает их традиционная вежливость, — делится наблюдениями Галина Михайловна. — Сейчас эта страна населена арабами и местное население это особенно беспокоит, вызывает тревогу. В России мы как‑то привыкли жить трудно, легче приспосабливаемся к проблемам. Такова история нашего государства, наполненная войнами, революциями, перестройками. Французы слишком хорошо жили, они очень чувствительны к красоте, любят себя окружать красотой, поэтому все перемены они воспринимают по‑особенному остро.
Путешествуя по Франции, художник Галина Недовизий много работает. Париж, Международный центр искусств, казачий музей — здесь Галина создает галерею живописных картин, на них городские пейзажи Парижа, натюрморты, портреты офицеров белой армии, казачьих генералов ХХ века: Георгиевский кавалер барон Врангель, атаман Краснов, атаман Платов погружают зрителя в далекие времена, времена светских балов, императорских парадов, мирных залпов пушек, кровавых событий революции и Гражданской войны.
— Франция — это страна эмигрантов, — продолжает свой рассказ наша гостья. — В начале прошлого столетия, не приняв режим большевизма, советской власти, многие врачи, ученые, офицеры, поэты, музыканты, художники были вынуждены покинуть пределы России, беженцев ждала незавидная судьба. Эмигранты — это чаще те люди, кто покидал страну добровольно и навсегда.
— Беженцы долгое время не распаковывали свои чемоданы в ожидании возможности вернуться домой в Россию, но не многим это было суждено сделать, — рассказывает Галина Михайловна. — Например, у тех, кто уезжал в Аргентину, жизнь сложилась счастливо.
Работая над серией исторических портретов, Галина глубоко проникла в человеческие судьбы, их жизнь. «Художник, в особенности тот, кто рисует портреты людей, несомненно, должен быть еще и тонким психологом человеческих душ, уметь наблюдать, сострадать и сопереживать», — размышляет Галина.
— Если человек не понимает другого, обижается — это его проблема, — делится своими наблюдениями художница. — Обидчивость — это душевная, сердечная слепота и обыкновенная глупость…
Наша беседа завершалась. Говорить, вспоминать и размышлять еще можно было о многом. Возникло огромное желание увидеть в нашем городе живописные картины талантливого художника и приятного собеседника Галины Недовизий.
Париж и Москва уже имели возможность ими восхищаться, теперь настает время и троичанам разделить эту радость.
ОЛЕГ СОЙНОВ