Четыре десятилетия Торговая площадь исправно выполняла свою функцию, соответствующую названию. В «Статистических заметках о городе Троицке» В. Ф. Ильина, опубликованных в Памятной книжке Оренбургской губернии (1865 г.), указывалось следующее. На этой площади располагались деревянный гостиный двор, лавки, подвижные лавочки, балаганы.
За это время оформились оба переулка, окаймлявшие площадь — Николаевский (соврем. ул. им. Разина) и Васильевский (ул. им. Климова). В них, поближе к площади и торгующему люду, теснились постоялые дворы, харчевни и питейные заведения. На площади, наконец‑то, появилось первое каменное здание (на месте современной прокуратуры), по тем временам — большая редкость для города.
Здесь, на месте нынешнего краеведческого музея разместилась городская больница на 12 мужских и 8 женских койко-мест. Здание для неё было куплено у купца Зарубина. Торжественное открытие лечебницы состоялось 15.07.1867 г. в присутствии губернатора К. Н. Бобарыкина и почетных граждан города. Обустройство и содержание больницы полностью взял на себя Городской голова, купец 1‑й гильдии В. М. Пупышев. Городовым врачом — «троицким лекарем» в 1867 г. был назначен титулярный советник Иосиф Томасович Малешевский. Через год он станет врачом огромного Троицкого уезда, а вместо себя оставит лекаря Пржистанского.
Ну, а Васильевский переулок продлился от площади на север на два квартала до Разгульной улицы (совр. ул. им. Гагарина). Как отмечал через два года другой автор: «Торговых площадей (в Троицке) две: одна краснорядская с гостиным двором, или верхняя, и другая собственно базарная или нижняя, где продаётся всё возможное». Отсюда и другие названия нашей площади — «Верхняя» или «Краснорядская с Гостиным двором», так как здесь продавали «красный» или «панский», то есть фабричный товар, преимущественно мануфактуру (ткани). Священник Н. Шмотин указывал, что «торговые ряды или купеческие лавки все хотя деревянные, но устроены хорошо и в большом количестве. Заметить надо, что товар в них более чем на половину азиятский». Во всех 23‑х лавках двора торговали купцы, с которых город получал 130 руб. в год. Как отмечал В. Ильин, главными покупателями были «азиатцы», прибывающие в город во время мены.
Васильевский переулок потому‑то и стал главной торговой улицей пореформенного Троицка, что соединял обе торговые площади — Верхнюю или Базарную (нынешнюю Центральную) и Нижнюю или, как говорили в Троицке — верхний и нижний базары. Последний был так огромен, что тянулся по всему правобережью Увельки в пределах города. Его западную границу очерчивал Васильевский переулок, а восточный край (за совр. ПАТП и банно-прачечным комбинатом) — улица с говорящим названием Базарная (нынешняя Ленина). Она, как писал В. Ильин, «выходит на базарную площадь». У Васильевского переулка, в отличие от Николаевского, активно застраивалась только левая сторона, потому что справа от него (по чётной стороне), в XVIII в., ещё располагались озерки, в которых жители крепости ловили карасей и даже стреляли уток. Впоследствии они обмелели, стали заболачиваться, а к XX в. вообще были засыпаны мусором. По преданию, когда‑то из этих озёр брала начало небольшая речка, протекавшая через территорию нынешнего электромеханического завода и впадавшая в Увельку слева от старого моста…
Дальнейшему развитию площади именно как торговой мешало наследие времён крепости — армейские склады. Вот что писал Н. Шмотин: «На Торговой площади, по плану предположенной собственно для хлебного базара, стоят три больших деревянных магазина с артиллерийским цейхгаузом и один магазин каменный, для склада вина. Поблизости цейхгауза прежде находился и пороховой выход (погреб — Г. Р.). Но случившийся года два тому обратно пожар ближайшего к выходу городского строения и угрожавший страшною опасностью взрыва пороха, указал на вопиющую потребность вынесть пороховой выход за черту города, на место гораздо возвышеннее и безопаснее того, какое он занимал. Что и выполнено с устройством над выходом каменной каморки». Перенос был связан ещё и с тем, что на Торговой площади затевалось строительство самого большого православного храма города — церкви во имя Архистратига Божия Михаила. Склады же разместились на пустыре, возникшем после срытия укреплений и названном «Городской» (позже «Гимназической») площадью.
Продолжение см. Часть 4
Рауф Гизатуллин,
доцент кафедры профессиональной педагогики,
истории и философии УГАВМ, историк-краевед.