Нынешние дети уже не мечтают стать летчиками и космонавтами. Все чаще выбирают приземленные и вовсе бескрылые профессии: банкира, юриста или экономиста. А совсем недавно, каких-то 20-30 лет назад, в почете были совершенно другие специальности. Летчики считались настоящими героями. И каждый "нормальный пацан" мечтал покорить небо.
У Евгения Кузнецова это детское желание было настолько сильным, что он решил: обязательно сам построю самолет и буду на нем летать.
У Евгения Кузнецова это детское желание было настолько сильным, что он решил: обязательно сам построю самолет и буду на нем летать.
Родом из детства
По профессии Евгений Кузнецов - токарь. Как пришел на дизельный завод после окончания школы, так и работает по сей день. Профессию эту выбрал не случайно: имея рабочую специальность, станок под рукой, можно после смены детали к будущему самолету делать. Тем более, что руководство завода идею о создании летающей машины поддержало.
В детстве Евгений занимался в кружке авиамоделистов. Он был целеустремленный, упертый, не уступал в знаниях и умениях курсантам авиационного училища. Вот тогда своими руками и построил планер оригинальной конструкции по чертежам авиаконструктора Ошкиниса и впервые поднялся в небо. После этого мечта о собственном самолете его не покидала.
Евгений изучал специальную литературу, различные конструкции самолетов. Постепенно появлялись наброски, чертежи, схемы. После долгих поисков остановился на маленьком двухместном летательном аппарате, который позднее назовет "Витязем".
От винта!
На сборку и подготовку первого самодельного моноплана ушло полтора года. Схему самолета конструктор выбрал необычную - под материалы, что были под рукой. Сердцем машины стал мотор от "Жигулей".
Достроил, надо испытывать. Сначала авиаконструктор-самоучка высоко не поднимался, лишь подлеты делал на 20-50 метров. Но постепенно, на удивление соседям и друзьям, под восхищенные взоры мальчишек и крики "ура" поднимался все выше и выше. Никто не верил, что Евгений построит самолет, который будет летать. Для многих это был шок.
- Один мой товарищ показал на московском авиационном заводе видеозапись, на которой было четко видно, что у самолета движок "восьмерки", - рассказывает Евгений. - Там не поверили, что на таком движке двухместный самолет может летать. Мол, двигатель слабый и тяжелый. Однако машина отлетала семь лет. Скорость у самолета была 120 километров в час.
Многое можно было сделать и раньше, считает Евгений, если бы не запреты в 70-80-х годах на полеты на самодельных летательных аппаратах. Изобретатель вспоминает добрым словом своего главного консультанта и наставника челябинца Льва Александровича Комарова. Это бывший авиаконструктор и летчик, работавший в свое время в КБ знаменитого Антонова. Лев Александрович высоко оценил простое и оригинальное творение непрофессионального авиатора.
- Не боялись, когда в первый раз в воздух поднялись, могли ведь упасть и разбиться? - спрашиваю конструктора.
- Тревожно было, конечно, - признается Кузнецов. - Но надеялись на лучшее. Хотя, знаете, сколько раз падал и поднимался.
210 часов налетал "Витязь". Это приличное время для самодельного моноплана. Может, было бы и больше, но на этом самолете Евгений Кузнецов разбился. Случилось это восемь лет назад. Рассекая небеса в районе деревни Чкалово, машина вдруг заглохла и срезалась с высоты 70 метров. Евгений, сидевший за штурвалом, и его пассажир чудом остались живы. Позже выяснилось, что самолет не выдержал перегрузки. Теперь этот день Евгений празднует как свой второй день рождения.
Полгода он провалялся на больничной койке. От удара мастеру раздробило правую руку. Было еще много серьезных травм. Но летать Кузнецов после этого не расхотел. Как только подлечился и на ноги встал, вернулся к любимому занятию.
210 часов налетал "Витязь". Это приличное время для самодельного моноплана. Может, было бы и больше, но на этом самолете Евгений Кузнецов разбился. Случилось это восемь лет назад. Рассекая небеса в районе деревни Чкалово, машина вдруг заглохла и срезалась с высоты 70 метров. Евгений, сидевший за штурвалом, и его пассажир чудом остались живы. Позже выяснилось, что самолет не выдержал перегрузки. Теперь этот день Евгений празднует как свой второй день рождения.
Полгода он провалялся на больничной койке. От удара мастеру раздробило правую руку. Было еще много серьезных травм. Но летать Кузнецов после этого не расхотел. Как только подлечился и на ноги встал, вернулся к любимому занятию.
На крыльях мечты
Свой второй трехместный самолет "Витязь-02" он строил почти 20 месяцев. Этот крылатый друг более скоростной, более надежный, чем первый, оснащен чешским авиационным двигателем. Творение далось мастеру нелегко. Пришлось поездить по стране в поисках подходящего материала. К примеру, в Ногинске на ткацкой фабрике закупил авиационное полотно, в Челябинске на трубопрокатном - специальные металлические нержавеющие трубки, а двигатель вез аж из Москвы. Собирать самолет - дело кропотливое, долгое. А потом еще до ума довести надо, неполадки устранить. Столько денег на свое увлечение потратил самолетостроитель! Почти без штанов остался! Всю свою небольшую зарплату вложил в самолет. В буквальном смысле сидел на хлебе и воде. Но творение того стоит. "Витязь-02" стал украшением всех городских праздников, заставляя детей восторженно рассматривать конструкцию, а взрослых уважительно улыбаться. А сколько мальчишек осуществили свою мечту - поднялись в воздух за штурвалом самолета!
Свои самолеты Кузнецов вместе с добровольными помощниками мастерит в тесном частном домике. Тут же рядом во дворе - ангар, где стоит второй "Витязь", дожидаясь летной погоды. А в "авиацехе" уже вовсю кипит работа над "Витязем-03". Он задуман как спортивный лайнер для фигурного пилотажа. Если все будет, как запланировал конструктор, то новое детище станет на крыло уже нынешним летом.
О КБ Кузнецова узнали не только в Челябинской области. Благодаря телевизионному проекту "Сделано на Урале", победителем которого стал увлеченный троичанин, им заинтересовались на канале НТВ. Журналисты программы "Авиаторы" прибудут уже весной, чтобы поближе познакомиться с талантливым уральцем.
Марина КЛАЙН «ЧР»