Главная  |  Новости  |  Газета «Регион»  |  Троицкий Вестник  |  Архив газет  |  Реклама  |  Контакты  |  Объявления  |  Правила

Власть      Экономика      ЧП      Спорт      Культура      Здоровье      Образование       Социум      История      Рассказы троицких писателей      Видео

Чудики

Необыкновенные люди всегда жили в Троицком районе

III. А баня при чем?

Дом В. И. Нечепуренко, шофера Степнинской сельской больницы, стоит на самой горбушке известняковой горы — в десятке метров от сохранившегося фундамента знаменитой Крепостной церкви.
 

— А церковь где?
— В середине пятидесятых годов захотелось степнинскому партийному начальству хоть чем‑то отличиться. Надумали здание церкви приспособить под интернат, дескать — все детям! Пять тракторов (где их столько сыскали?) неделю грохотали, уйму топлива сожгли и только купола обрушили. Хотели было полы настилать и окна стеклить, — санэпидстанция приехала, сказала, что по санитарным нормам детишкам в церквах жить никак нельзя! А секретарю совхозного парткома потом всыпал по первое число: оказывается, наша церковь памятником была! Так и осталась она разоренной, погромленной, со временем свои же растащили ее на кирпичи — коровники да курятники ими латали. А сегодня то самое партийное начальство в религию ударилось, видать, в разум вошло и грехи замаливает…

На задах двора Нечепуренко полуразрушенная исковерканная пирамида из плитняка и старинного кирпича. Геодезическая отметка?

— Да нет, — говорит шофер. — Это часовня-памятник. На ней я в пацанах мраморную лоску видел на бронзовых болтах, и было выбито: «В благодарную память о степнинских казаках, геройски погибших в войне с Японией в 1905 году». Старики рассказывали, часовню делали всем селом. Каждый год сюда
приходили станичники при форме и наградах и поминали миром усопших.

Потом ту самую плиту наш Плаксин со школьниками у одной старухи в Форштадте нашли, в русскую печь ее приспособила вместо шестка. Хранили плиту в школьном музее, да вот и музея нашего не стало!

— А вообще‑то мой огород на старинных церковных могилах разбит, — продолжает Владимир Иванович. — Честное слово, об этом не знал! В 1992‑ом затеял я баню строить. Раз экскаватором черпанул, другой… на тебе — свод открыл и плиту сдвинул. Под ней усопший, словно только вчера прибранный…

На нем — крест тяжеленный из желтого металла, икона на эмали — очень красивая, Библия, сапоги красные хромовые, ношенные, с набойками, но еще очень крепкие. Борода богатая и зубы белые — один к одному. Икону и крест я в сельсовет сдал — может, ценность какая государственная.. А все остальное аккуратно зарыл и прибрал. Вон, глядите, под вишнями белеет, оказывается, еще два надгробия с той могилой дерном покрыло… А баню я в другом месте поставил.

IV. Шар бодаем

Тракторист Петр Вибе живет в Форштадте, как и Тележкин. Он очень силен. На вид — угрюм и молчалив, на деле — работящ и доверчив, отвечает коротко, но охотно. Вот запись диалога между ним и знакомым фермером.

— Петя, ты зачем мой луг исковырял?
— Когда?
— На прошлой неделе.
— Где?
— У Путиловских ворот.
— Может, не я?
— Ты! След твоего бульдозера, Зачем в такую даль махину гнал?
— Надо…
— Опять Пугачевский клад искал?
— Так ведь нам с тобой про него историчка в школе говорила…
— А если я на тебя за потраву в суд подам?
— Не буду больше… Я там, кореш, в расход большой вошел. Гусеницу порвал и топливо, к чертовой матери, на месяц вперед сжег.

…Уже сколько десятков лет не унимаются степницы, все ищут и ищут золото, по легендам, запрятанное пугачевцами в разных местах у их родного села, — как раз на месте отхода главного бунтовщика. Он и по сей лень для них остался бунтовщиком…

Есть легенда и про Путиловские ворота. Собственно, это не ворота, а две полусопки, туго сжимающие шоссе Троицк-Степное. У подножия одной покоится каменный шар тонн на двадцать. По преданию, пугачевцы вырыли в земле громадную лунку, уложили туда награбленное злато-серебро, а потом мощным пороховым ударом сбросили с верха полусопки многотонный гранитный шар.

Я приехал посмотреть. Ну и потрудился же здесь Вибе! Около четырех километров гнал к Путиловским воротам самый мощный степнинский бульдозер, ухитрился вручную вырыть под камнем узкую нору, протянул в нее толстенный трос, обвязал шар, а потом пытался тащить его всеми 170‑ю лошадиными силами. Содрал дерн, порушил березы, в пыль искрошил плитняк, изорвал тросы, и всего‑то… на десяток сантиметров сдвинул проклятый шар!

Охает и протирает очки Тележкин, дивлюсь я, а школьный учитель Плаксин смеется:
— Бодали этот шар не раз… Кто‑то после войны пытался сдвинуть его противотанковой гранатой, кто‑то орудийный снаряд закладывал, а тридцать лет назад знаменитый степнинский тракторист-орденоносец на этом камне строгий партийный выговор заработал, трактор размолотил, пытаясь клад достать. Во, какими мы были!

V. Вместо эпилога
Мне очень по сердцу пришлись незлобивость, сердечная открытость и «крепостных», и «форштадтских» степнинцев. Их души, словно стороной, обошло смутное корявое время девяностых. За эти дни я привязался к ним, и мне было откровенно жаль расставаться с этими чудаковатыми милыми людьми.

77‑летний сельский скульптор Е.А. Тележкин, прощаясь, лукаво брызнул глазками:
— Еще одну скалу присмотрел. Такое на ней для вечной памяти отчебучу — люди ахнут! Обязательно приезжай, Анатолий, на следующее лето.
Старый учитель труда В.Г. Плаксин вытащил из гаража макет старинной крепостной церкви, который он скрупулезно выполнил по редким фотографиям и рисункам, сказал:

— В Степном и вокруг него столько всякой диковины! Начни рассказывать, забудет ребятня и про поп-музыку, и про дискотеки, и про видео с компьютерами. Ни один западный боевик не сравнится с нашей историей! Только начать! А вы, Анатолий, приезжайте, вам можно доверить тайну колокола.
Шофер В. И. Нечепуренко в прогнозах пессимистичен:

— На часовне, что у меня на задах, какие слова были? «В благодарную память…» А что вышло? На степнинском мемориале погибшим в боях с фашизмом тоже есть слова «от благодарных потомков…». Какая такая благодарность? Коз и телят к памятнику на выпас привязывают, а кто‑то слова грязные пишет… Нет, уж, никого не пущу в церковные могилы заглядывать! Образумятся малость, тогда решим…

Механизатор П. Вибе шкурил на дворе бревно для новой своей бани. Потому не сразу оторвался от дела.
— А че? Раз золото есть, чего его не искать?

И будет искать. Такой уж характер у форштадтского искателя-индивидуалиста.
…Прощайте, чудики, без вас на свете было бы скучно жить. Прощайте, милые сердцу люди!

Эта встреча была в лето 1998 года.

Анатолий Столяров,
Член союза писателей России

+1
Поделиться новостью с друзьями:



Метки:

Добавление комментария

Уважаемые посетители!

На нашем сайте вы можете не только читать новости, но и публиковать свои. Приглашаем школы, учреждения культуры и простых посетителей размещать свои материалы.
Как разместить свою статью на сайте можете узнать здесь

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
Название улицы между улицами "Гагарина" и "Ленина"
Ответ:*
Введите код: *


Сообщение для редакции


Ваше имя:
e-mail:
Текст сообщения:

Отправить


Оформить заявку на рекламу можно здесь


Архив новостей

 

В виде календаря

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

В виде списка

Апрель 2024 (57)
Март 2024 (106)
Февраль 2024 (96)
Январь 2024 (73)
Декабрь 2023 (99)
Ноябрь 2023 (98)
 
Подробнее...


Троицкая афиша

 

Кто сейчас онлайн?

Всего на сайте: 34
Пользователей: 1
Гостей: 33
amichael

Мы "Вконтакте"

 

Мы в OK.RU