Несколько поколений троичан пролечил в свое время Геннадий Михайлович Крашенинников, отдавший детскому здравоохранению без малого полвека своей жизни.
Тогдашние его пациенты сегодня, как и он, дедушки и бабушки. А главный педиатр советского Троицка уже прадедушка, которому 20 сентября исполнилось 80 лет. Для него наступил не просто юбилей, а еще и возрастной рубеж, с которого начинается долголетие.
Поэтому во время встречи с юбиляром интересуюсь, в первую очередь, секретами активного долгожительства.
Геннадий Михайлович начал вспоминать и предположил, что в роду могли быть долгожители, но война подкосила многих. К примеру, родной дядя прожил до 80 лет, и это после Сталинградской битвы, из которой он вышел, весь изрешеченный пулями и осколками. По его рассказам, сражались за каждый дом, за каждое крыльцо. Недолго прожил вернувшийся с войны отец. К сожалению, рано ушла из жизни мама, которая сначала в пять лет осталась сиротой, а потом — вдовой. Четверых детей поднимала одна, всем дала высшее образование. Оставшиеся фотографии передают ее природную и внутреннюю красоту, стойкий несломленный русский характер…
— Мама была очень мудрой женщиной. Это она очень хотела, чтобы я стал врачом. Как я узнал уже много позже, она подговаривала школьных учителей, чтобы они меня мотивировали как бы невзначай на эту профессию. Поэтому со школьной парты я знал, что буду лечить детей. И последней точкой в выборе профессии стало выступление директора школы на торжественной линейке во время вручения аттестатов. Обо мне вслух перед всеми учащимися было сказано: «А это наш будущий врач!». Мне так это запало в сердце, что я уже ни на минуту не сомневался, что буду медиком.
Несмотря на солидный возраст, Геннадий Михайлович выглядит намного моложе, лет так до 60‑ти. Как так можно сохраниться?
— Не курил никогда, не пьянствовал. Мы постоянно с ним и на лыжах бегали, бассейн годами посещали. Все это наше здоровье укрепляло и сейчас сказывается, — вступила в разговор супруга Изольда Ивановна. — Два сада держали, работа на свежем воздухе — лучшее лекарство. Сейчас по возрасту уже не можем, но частенько к сыну на огород похаживаем, «для разминки».
— Так уж никогда не курил, даже не пробовал из любопытства?
— Было дело в глубоком детстве, но мама так меня проучила, что на всю жизнь хватило. Когда она уходила на работу, мы с братом закручивали мох в козью ножку и изображали из себя мужиков не по годам. Но сестра нас выдала. Пришлось прятаться от материнского гнева. А она условие поставила: кто первый с печи спрыгнет, не получит порки. Я замешкался или струсил — мне и досталось можжевеловыми прутьями. После этого о курении никогда не помышлял, запах сигарет на дух не переношу.
— Как все мальчишки, очень любил футбол, играл постоянно, даже за команду института несколько лет подряд. Была еще одна страсть — к шахматам. Я — чемпион по шахматам среди медицинских работников Челябинской области, — горделиво вспоминает ветеран здравоохранения. — У меня первый разряд по шахматам. До сих пор храню значок перворазрядника и 127 книг о шахматах, это чуть меньше, чем по медицине.
Геннадий Михайлович достал небольшое бархатное полотнище, на котором прикреплены все его награды: орден знак Почета, медаль ветеран труда СССР, знаки — «Отличник здравоохранения СССР», «Победитель соцсоревнований», «Участник X Всесоюзного съезда врачей-педиатров. Москва. 1974 г.», памятная медаль к 100‑летию В. И. Ленина и другие.
— Внук носил в школу, рассказывал обо мне на тематическом уроке. Я для него уже история…Быстро года пролетели… Уже и один из сыновей, средний, стал дедушкой.
Семья Геннадия Михайловича известна в Троицке как медицинская династия. Это не удивительно, потому что атмосфера, в которой воспитывались его сыновья, была целиком и полностью наполнена заботами о здоровье чужих детей. Карета скорой помощи могла приехать за главным педиатром Троицка в любое время дня и ночи для спасения «тяжелого» ребенка. За все время работы в детском здравоохранении у Геннадия Михайловича не было ни единого летального случая. Сегодня двое его сыновей — известные и опытные специалисты в детском здравоохранении. Старший, Сергей — детский реаниматолог в областной клинике, средний Олег — детский невролог в Троицкой детской поликлинике. Предполагалось, что в медицину пойдет и третий сын Дмитрий. Но грянул развал СССР, кризисная эпоха, и на семейном совете решили, что высшее образование он будет получать в родном городе, в ветинституте. Сейчас он — предприниматель и активный общественный деятель, депутат городского Собрания, председатель постоянной депутатской комиссии по социальным вопросам.
…Сегодня в квартире Геннадия Михайловича почетное место занимают детские игрушки. Одни выложены на спинке дивана, другие хранятся в коробке рядом. Этот арсенал, перешедший по наследству от шестерых внуков, всегда готов к встрече самых любимых гостей — правнуков. Такая радость — настоящее человеческое счастье от жизни, в которой все сложилось: с профессией, семьей, детьми; и получило достойное продолжение. Есть на что оглянуться с расстояния 80 лет, счастливо улыбнуться и просто порадоваться очередному дню, в котором есть родные и близкие лица…
Анна Тушина