Фронтовик–пулеметчик Ахмедулла Мухамеджанов воевал на Курской дуге и дошел до Берлина
На свою судьбу ветеран Великой Отечественной войны Ахмедулла Мухамеджанов не жалуется. Говорит, наоборот, благодарен ей за то, что остался жив и вернулся домой после войны целым и невредимым. Сейчас у него и старость счастливая, и пенсия достойная.
Для своих лет (в феврале он отметил 85-летний юбилей) Ахмедулла Зайдуллич бодр и энергичен. Он, как и прежде, много читает, смотрит телевизор, словом, всегда в курсе событий. В эти дни ветеран без дела не сидит: с радостью откликается на предложения встретиться со школьниками и рассказать им о военном лихолетье. А собеседник Ахмедулла Мухамеджанов интересный. Что-то стирается из памяти солдата, но война всегда перед глазами: жестокие бои, голод, холод, смерть боевых товарищей, которые погибали совсем молодыми…
В предвоенные годы семья Ахмедуллы Зайдуллича жила в деревне Аминево Октябрьского района. В 1941-м, когда началась война, на фронт сначала забрали двух старших братьев Ахмедуллы. А он сразу же пошел работать в тракторную бригаду.
— В нашей деревне мужиков почти не осталось, всех на фронт забрали. Вот и приходилось женщинам и нам, пацанам, еще не окончившим школу, трудиться в сельском хозяйстве, — вспоминает Ахмедулла Зайдуллич. — Что душой кривить, трудно бывало. Меня сразу учетчиком-заправщиком поставили. А техники тогда много было: семь комбайнов, более десятка тракторов Я должен был учитывать расход топлива, зарплату начислять, подсчитывать, сколько вспахали, посеяли, убрали… Каждые пять дней по ночам, так как днем работал, ездил на двуколке за тридцать километров в село Белозеры с отчетом.
В 41-м пришла похоронка на моего старшего брата Шайхитдина. Он погиб в Прибалтике. Помню, как плакала мама, читая эти страшные строки. Другой мой героический брат — Нашмитдин прошел всю войну. Он награжден двумя Орденами Славы. Ему сейчас 91 год и он по-прежнему живет в Аминево. А знаете, что интересно, мы воевали, оказывается почти рядом на первом Белорусском фронте, а узнали об этом только после войны. Он служил в саперных войсках и наводил переправы для наших танков. Например, при форсировании Днепра его часть наводила ночью понтонную и паромную переправы, по которым мы переправлялись утром.
Повестка в военкомат пришла Ахмедулле, когда ему не исполнилось и 18 лет. В Чебаркуле в 24-м запасном стрелковом батальоне обучали новобранцев военной науке, готовили к боям на передовой.
— Не все выдерживали эти испытания. Особенно тяжело было зимой. Жили мы в неотапливаемых бараках, укрывались шинелями. В день давали по 600 граммов хлеба. Кормили нас капустным супом, мороженой картошкой. От такого рациона, от тяжелой нагрузки — целый день на морозе — люди слабели. Некоторые умирали, — рассказывает мой собеседник. — По своему телосложению я был небольшого роста, щупленький и, наверное, поэтому все эти тяготы переносил легче, чем другие.
На фронт Мухамеджанов попал в июле 1943 года. По прибытии в часть 95-ой танковой бригады мотострелкового батальона выдали новобранцу оружие — ручной пулемет Дегтярева, так как стрелял он довольно метко. Но в одном из первых боев танк, на котором находился наш пулеметчик, попал на минное поле. Чудом остался жив Ахмедулла, получив тяжелую контузию и ранение. Всего несколько месяцев провел он в госпитале, а затем снова на передовую.
— Ранение было не таким тяжелым, но осколок у меня до сих пор остался в голове. Так 67 лет и хожу с ним. Но когда после войны собирал документы, что был ранен, так ничего не удалось найти. Видимо, полевой госпиталь, в котором я лечился, расформировали или его разбомбили, так как документы в архив не попали, — говорит Ахмедулла Мухамеджанов. — Как только я вернулся в часть из госпиталя, мне приставили второй номер. Это был крепкий и сильный башкирин из Сосновского района Сайфуллин. Вот только не помню, как его звали, то ли Рауф, то ли Рашид. Он нес и вещмешок с запасными пулеметными дисками — магазинами, и собственный автомат. А когда видел, что мне трудно было бежать за танком со своим почти 10 килограммовым пулеметом, то помогал мне тоже. Хороший был мужик, этот Сайфуллин! Мы с ним в стольких боях вместе участвовали. Жаль только, что не дожил он до победы. Попали мы однажды под бомбежку, и ему живот на моих глазах разорвало. Умирал он мучительно. После этого я больше всего боялся получить на войне тяжёлое ранение и остаться инвалидом. Как в песне поется: «Если смерти, то мгновенной, если раны — небольшой…»
Что и говорить, Ахмедулле Зайдулличу повезло. Можно сказать, в рубашке родился: на настоящей войне выжить — уже подвиг. А он и Польшу освобождал, и до Берлина дошел. Награжден солдат тремя медалями «За отвагу», медалями: «За взятие Берлина», «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы» и другими.
— Ахмедулла Зайдуллич, скажите, как на войне боевой дух солдат поднимали?
— Конечно, письма и фотографии из дома помогали преодолевать трудные фронтовые будни. Я очень долго переписывался с одной девушкой из Курганской области, Кларой, правда, после войны мы с ней так и не встретились. А вот дочь свою назвал в честь ее. И вот еще маленький эпизод. Помню, как перед боем на наших глазах были расстреляны два бойца за трусость. Вряд ли после этого кто-то мог смалодушничать и убежать с поля боя.
Интересно рассказывает фронтовик о своих однополчанах. В отделении, где он служил, было девять человек. Все разной национальности и разного возраста от 18 до 46 лет. Бывший директор Курской кондитерской фабрики — русский Коньков, украинец Бондаренко, студент Киевского университета, Сайфуллин из Башкирии, казах Тулигенов из Казахстана… Относились друг к другу доброжелательно, поддерживали в трудную минуту и помогали. Никого из них не осталось в живых, все полегли на полях сражений.
— Что говорить, на войне действительно страшно. И не знаешь, доживешь до конца боя или нет. Но об этом никто не хотел думать, потому что всем хотелось жить, особенно в последние дни войны, — говорит ветеран.
— Скажите, а как относились наши солдаты к поверженному врагу?
— Сейчас пишут, что русские солдаты, вступив в Германию, принялись мстить немцам, это не совсем так. Вот покушать пытались найти, выпивку так не искали. Да и пьянства особого не было. Трофеев тоже не помню, мы ж стрелки, у нас ни подводы, ни машины, все на своих двоих, пулемет, шинель и вещмешок. Что в него положишь, то и понесёшь.
После войны Ахмедулла Мухамеджанов окончил военное училище, стал замполитом. Служил в Оккупационной группе советских войск в Германии до 1956 года. А затем вернулся в Троицк к мирной жизни. Получил образование ученого-агронома и долгое время работал в управлении сельского хозяйства района главным агрономом. Жизнь прожита большая и нет усталости. Нет желания отдохнуть и уйти на покой. Почти 12 лет Мухамеджанов был председателем районного Совета ветеранов. Сейчас активно участвует в патриотическом воспитании молодежи и мечтает встретить 80-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Марина Клайн
Фото автора