Жизнь человека состоит из мгновений, не говоря уже о годах, десятилетиях, веках.
В хоре «Гармония» при городском Доме культуры прошла добрая часть моей жизни – двадцать один год. Это очень большой отрезок творческой деятельности. Я была ведущей концертов, солисткой, владела русскими народными инструментами.
Постоянные репетиции, выступления по Троицкому району, Челябинской области, на праздничных мероприятиях и даже во время праздников двора. А конкурсов и не перечесть, которые проходили между творческими коллективами города, районов и области.
За мою деятельность сменилось три художественных руководителя. Первой была Елена Соколовская, а её музыкантом – Татьяна Середа. У руководителя был красивый голос. Всё было бы хорошо, но вскоре, по состоянию здоровья, она ушла из жизни.
Очень повезло со вторым руководителем – это была Ольга Николаевна Голубева с высшим музыкальным образованием. Мы её называли «пять в одном»: руководитель, концертмейстер, аккомпаниатор на баяне, она была замечательной солисткой. Более того, она писала удивительную музыку на моё творчество и не только на моё.
На областном конкурсе в Челябинске мы исполняли три песни, две из которых – на мои стихи, её музыка. И впервые коллектив хора «Гармония» получил звание «народный»! Для нас это была большая радость и победа!
У нас с Ольгой Николаевной образовался творческий тандем. Мы написали более пятидесяти песен. На день рождения ей был подарен музыкальный инструмент – синтезатор от руководства депутатского корпуса по г. Троицку. Вот тут-то и закипела наша творческая работа. Песни звучали повсюду.
С музыкантом и композитором Василием Павловичем Ивановым мы написали более тридцати замечательных песен. И сейчас его музыка и песни радуют пенсионеров в клубе «Калина».
Хочу отметить замечательную женщину, музыканта и композитора Альфию Аббасову. Она пишет музыку на стихи, сама аккомпанирует и исполняет. Когда стихотворение звучит в песне, ему даётся вторая жизнь: его не только читают, но и поют. Я называю этот процесс «заключение произведения в серебряную огранку». Хорошая песня имеет долгую жизнь…
Ольга Николаевна часто говорила: «Надо создавать новые песни и не забывать полюбившиеся русские народные». Коллектив единогласно поддерживал её в этом направлении. «Особенно пожилым людям старая песня – бальзам на душу», – всегда говорила она. И это правда!
Хор у нас был полноценным: вместе с руководителем нас было двадцать пять человек. Как гремим – аж стены дрожат. На конкурсах всегда занимали призовые места и зрительские симпатии. Хочется написать об одном непредсказуемом случае.
В городе Челябинске, в клубе «Железнодорожников», состоялся ежегодный конкурс хоровых коллективов области. Исполнить должны были три песни в трех жанрах: патриотическая, лирическая и весёлая. Конкурс начался, мы были десятыми. Огромный зал был полон зрителей, а впереди заседало жюри. Пока не дошла наша очередь, мы из зала слушали выступающих.
Ко мне подошла Ольга Николаевна и шепнула:
– Валентина Евгеньевна, у вас звонкий голос, немного сбавьте тон, чтобы он не выделялся среди других. Я поняла, что в зале сильная акустика.
– Ольга Николаевна, я услышала вас, не беспокойтесь, всё будет хорошо, – заверила я её.
Девятый номер выступающих вышел со сцены, а мы уже, по голосам, выстроились в ряд. Первая песня у нас была «Великая Русь!» на стихи В. Клименко, музыка О. Голубевой. Концертмейстер стояла с баяном на другом конце, с вторыми голосами. Она всегда напоминала нам, чтобы во время выступления смотрели в зал, поверх зрителей, а боковым зрением – на голову руководителя, так как руки у неё были заняты.
Прозвучал аккорд, Ольга Николаевна кивнула головой. Первые голоса, двенадцать человек, должны были запевать первый куплет, на припеве присоединялись вторые голоса. Запела я одна, остальные голоса молчали. Начала петь тихо, как мне сказала руководитель. Дрожь прошла по всему телу: от головы до пяток.
Почему все молчат? В чём дело? Может быть, и мне надо молчать, мысль точила моё сознание. Посмотрела на руководителя, а у неё лицо было пунцового цвета от волнения. Она кивнула мне головой, я звонко закончила свой куплет, и тут же подхватили вторые голоса. Ладно, что костюмы у нас в пол, иначе жюри и зрители заметили бы, как у меня от стресса дрожали колени. Выступление прошло на ура! Но чего это мне стоило и руководителю тоже.
Не помню, как мы сделали поклон и вышли со сцены. Я тут же рухнула в первое кресло, ноги у меня были ватными, лицо горело. Я обхватила голову руками, чувствуя, что у меня высокое давление. Подруги окружили меня: «Молодец!» «Не подвела!» – принесли воды, прошла сухость во рту. – «Вы что, молчали? Сговорились что ли?».
– Да мы растерялись, – кто-то сказал в оправдание. Ольга Николаевна поставила баян, подошла ко мне и крепко обняла, расцеловала в щёки: – Мы же были на грани провала, если бы не вы, Валентина Евгеньевна. А с первыми голосами у меня будет разговор потом… Мы ушли в автобус, дожидаться руководителя с результатом выступления. Еду доставать не стали, пока не придёт Ольга Николаевна.
Девчатам было стыдно перед руководителем и передо мной за то, что так получилось. Они сами удивились, что так глупо произошло: «Враз, как будто все в рот воды набрали. Ладно, Валя, ты не растерялась, запела», – стали рассуждать, а вдруг жюри заметило нашу растерянность, и никакого места мы не получим. «Хорошо мы спели, не переживайте, вот только я не была готова вести партию сольно», – может, было что не так? «Всё так», – сказала Зоя.
В автобус вошла Ольга Николаевна с улыбкой на лице, в руках держала диплом первой степени и красиво упакованную коробку. «Поздравляю вас с первым местом! А это подарок – чайный сервиз. Кто у нас его заслужил?» Все двадцать четыре голоса закричали враз: «Валя!» «Наша Валя!». «Да не надо мне, я сделала то, что должна была сделать».
Каждый высказывал своё мнение: «За смелость, что в грязь лицом не упали, честь хора и Дома культуры не запятнали». Вручили мне подарок под громкие аплодисменты. Слёзы застилали глаза от пережитого, а ещё больше – от сочувствия коллектива. «Спасибо, друзья! Хорошо, когда всё хорошо кончается», – сказала я.
В моих руках оказался бокал с наливкой, закуска: бутерброды, котлеты, беляши – у кого что было. Я передала свою провизию дальше. Ольга Николаевна, глядя на нас, успокоилась, все были довольны! В Троицк везли первое место, а я ещё и чайный сервиз!
Ольга Николаевна проработала с хором «Гармония» четырнадцать лет и в других коллективах тоже. Она, как верный солдат, ушла из жизни на посту. В городе Южноуральске на областном конкурсе она выступала в трёх коллективах: с Людмилой Голубевой в украинском ансамбле от посёлка Клястицкое, в образе солдата и с хором «Гармония».
Последнее время она страдала от высокого давления. После выступлений, сама за рулём автомобиля, вместе с мужем приехала домой. Легла отдохнуть и больше не встала; впала в кому. До последнего часа была предана творчеству, своим коллективам, была профессиональным артистом на сцене. Оставила хорошую память о себе и добрый след.
Валентина Клименко
Другие рассказы наших писателей здесь