Посмотрите внимательно, уважаемый читатель, на эти фотографии…
Узнаете? Это первый капитальный автовокзал, построенный в Троицке более полусотни лет назад (ориентировочно в 1960‑1962 годах, архивы не сохранились, сгорели в пожаре — авт.). Вот они — фото того же времени.
На них вы видите одноэтажное здание в советском архитектурном стиле тех годов: мощный входной портал в виде треугольника, который подпирают не менее тяжеловесные квадратные колонны, с соответственным обрамлением по периметру. Под порталом — озабоченный трудовой люд, в основном в фуражках и телогрейках, в кирзовых сапогах, потому что только в них можно было преодолеть огромную лужу, что с незапамятных времен всегда бытовала веснами и в дни ненастья на пересечении улиц Просвещения (ныне им. Гагарина) и переулка им. Иванова.
А прямо в фокусе — грузовик «ЗИС-150» — как говорили американцы, удачный клон штатовского грузовика. Внешне он, и правда, очень походил на их авто. Но считать его клоном ни в коем случае нельзя. Сходство было лишь в облике кабины. Во время войны советские дипломаты смогли договориться с США только о поставке штамповочных прессов кузова. Что ж, не пропадать же добру! Пустили штампы в дело. А основа автомобиля — сплошь разработка инженеров СССР.
В кузове грузовика «ЗИС-150» видим людей, отчаявшихся штурмовать переход через водяную преграду. На втором снимке — наш неуклюжий советский автобус (без марки, потому что «на скорую руку состряпан из чего попало», на шасси того же «ЗИС-150»). Он смело идет вброд, разбрызгивая черную воду. А навстречу ему встал более современный автобус.
Это «ЗИС-155», полный технического совершенства, с 34‑мя мягкими сиденьями. Он двигался на удивление пассажиров легко, без привычных рывков и захлебывания двигателя. Он, по их выражению, «словно бы плыл над дорогой».
Но и грузовик «ЗИС-150» остановился в нерешительности перед собратом-автобусом неизвестного советского производства, дескать, «поглядим, что из того будет…».
«Неизвестный» вышел сухим. Конечно, не чистым и сухим, но — победителем.
А на этой фотке нынешняя весна, весна 2016‑го года.
Но прежде…
Прежде я сел с водителем маршрутки № 1. Он посмотрел мои старые фотки. Вразумительно изрек:
— Такая огромная лужа? Сейчас такой нет. Есть меньше, правда, бывало, по самую ступицу захлестывало. А сегодня нет, то есть есть, но меньше. Мы, таксисты, возмутились — власти отреагировали: послали мужика с кайлом. Он прорубил ливневые стоки, и теперь весь паводок прет напрямую в реку Увельку.
— Остановка «Троицкий базар», — прорычал водитель маршрутки, и пассажиры ринулись в низкие двери.
Я тоже ринулся из водительской кабины.
На том же самом перекрестке улицы им. Гагарина (Просвещения) и переулка им. Иванова, где неизвестный фотограф более полувека назад запечатлел штурмующие «древние» советские грузовик и автобус, я остановился. «Древнюю» знаменитую лужу на том самом месте, обдавая водой ошалевших прохожих, легко штурмовали известные нам иномарки. Правда, завидев мой фотоаппарат, издалека, перемигиваясь, резко сбрасывали скорость. Ни милиции тебе, ни полиции…
Анатолий Столяров,
член союза писателей России