Главная  |  Новости  |  Газета «Регион»  |  Троицкий Вестник  |  Архив газет  |  Реклама  |  Контакты  |  Объявления  |  Правила

Власть      Экономика      ЧП      Спорт      Культура      Здоровье      Образование       Социум      История      Рассказы троицких писателей      Видео

Дом у разъезда

Дом у разъездаАнастасия Спиридоновна жила у маленького разъезда.
 
Дом стоял на краю леса, был невелик и стар, но каждый год с наступлением тепла две лучшие комнаты в нем ожидали дачников. Те приезжали на легковых машинах, ставили их во дворе под широким навесом, и дом наполнялся голосами, музыкой и смехом детей.

Это было славное время, когда становилось тесновато, когда рукомойник подолгу бренчал у крыльца, а из зеленых чащоб тянуло свежим и влажным дыханием. В такие дни хозяйке легко работалось на маленьком переезде, где вот уже много лет она встречала поезда желтым флажком. Сдав смену, она спешила в большую и дружную семью, длинный день продолжался для нее приятными делами и заботами.

Но приходила осень. Автомашины уносились от ворот, их прощальные голоса долго слышались на лесной дороге, ведущей в город. Хозяйка снова оставалась одна, лишь по голому полю шатался одичавший ветер. Он раздевал березы и засыпал автомобильную стоянку жухлыми листьями. Нехотя тянулись вечера, хозяйка тосковала, считая недели, но теплые письма дачников среди зимы возвращали лето. Дочь почти не писала писем. Три года назад она вышла замуж в городе и с тех пор не навещала мать.

В конце нынешнего лета внезапно засеверило, и раньше, чем обычно, разъехались дачники. Деликатно, как гость, лег первый заморозок, улучшилась печная тяга, стекла в окнах запотели. Анастасия Спиридоновна сидела в теплом платке и мерзла. Она не спеша вязала, думала, что пора топить печь углем, поглядывала на стол, где дремал, покачиваясь на тоненьких ножках, ручной воробей Дема.

…Растерзанного воробья подобрали дачники этим летом. Видели: он чудом вырвался из когтей ястреба, что постоянно разбойничал по поселку, и упал в проволочный куст бузины. Тогда поубавилось шума и смеха. И взрослые, и дети ходили на цыпочках, говорили шепотом, словно в доме у разъезда появился больной человек.

Дема, так назвали воробья, серой тряпицей лежал в коробке из‑под обуви, часто-часто дышал. Он прикрывал глазки синеватыми старчески веками, но от теплого молока через медицинскую пипетку не отказывался.

Вечером, когда все собрались за общим столом, и Анастасия Спиридоновна разливала чай из самовара, на веранде отчетливо послышалось:

— Чив! Чив…

Это было не вызывающее и разудалое «чив!», что без устали бесновалось за окнами. «Чив» на веранде прозвучало растерянно и несмело. Дема сидел на краю коробки из‑под обуви, что служила ему «лазаретом», и испуганно рассматривал людей, столпившихся на пороге.

Воробей поправился, навсегда потеряв способность к полету. Чуть прихрамывая, он бойко скакал по дому и, подбадривая себя, покрикивал:

— Чив… чив!

Он приобрел все права среди живущих в доме у разъезда, но нахально требовал большего внимания. Когда Дема отчего‑либо приходил в волнение, то вдруг начинал перепархивать со шкафа на стол и обратно.

…Анастасия Спиридоновна устала, зябко передернула плечами и отложила вязание.

— Что примолк, Демушка?

Воробей покрутил головой, клюнул шерстяную нитку и браво запрыгал по клеенке.

— Вот муж у меня, Егор, тоже молчальником был. Пришел с войны легкий, ссохшийся весь, точно святой, а в глазах боль стоит. Через день-другой отпорол свои капитанские погоны, ордена в газетку завернул и ватник рабочий из сенец достает. Не отпускаю его от себя… А он погладил мне волосы: «Знаешь, говорит, жена моя, супруга Анастасия Спиридоновна, я, может быть, всю войну ждал этого дня. Вот подсчитать ежели, так по стране техники не меньше чем людей покалечено…».

Отступилась я, никогда не спорила с Егором. А он шапку со звездочкой надел и к паровозам своим, в депо ушел.

Домой возвращался Егор Семенович позднехонько. Сил хватало только до постели добраться. А ночью во сне кричал и плакал: никак не уходила война из него. «Пожалел бы ты себя, говорю. А он смеется: «Я своей судьбе хенде-хох сказал».

Так и кончился Егор Семенович в ватнике, с ключом в руке, — паровоз-«овечку» они ремонтировали.

Темно мне тогда от горя стало. Работала я в путевой бригаде, как помешанная. Костыли в шпалы почище иных мужиков осаживала. Так умотаюсь за день, что оплакивать бабью недолю свою сил не доставало.

Анастасия Спиридоновна снова взяла спицы. Воробей сидел неподвижно, топорщил перышки и, казалось, вслушивается в ее неторопливую речь.
— Незаметно годочки пробежали. Дочь Клавдия после десятилетки в город подалась, на продавца учиться. Там и осталась. «Вы, говорит, маманя, темно здесь живете, и полустанком своим от жизни загородились…». Что ж, с десяти классов ей видней. Только мое дело навек ко мне прикипело. После смерти Егорушки словно клятву какую дала. Стою себе в оранжевой спецовочке на своем 2042‑м километре, большегрузные поезда один за другим в обе стороны пропускаю, и так славно на душе, ведь этого и желал Егор Семенович.

…В середине зимы собралась Анастасия Спиридоновна к дочери в город. С вечера жарко натопила печь.

— Ну, оставайся здесь за хозяина! — сказала она Деме, насыпала побольше конопляных зерен, налила в блюдце воды и укатила поездом.

На вокзале ее встречали дочь и зять. Они старательно чмокнули мать в холодную щеку, уложили в багажник новеньких «жигулей» банки с груздями и клубничным вареньем. Зять глянул на поношенное пальто тещи, перевел глаза на светлые роскошные чехлы сидений:

— Садитесь, маманя, что ли…

Дома зять показывал Анастасии Спиридоновне заграничную мебель. Она удивлялась, тихонько трогала сухой ладонью зеркальную поверхность, а Клавдия следом незаметно протирала тряпкой.

За ужином мать выпила рюмку «за встречу», с аппетитом поела, а когда разливали чай, совсем разомлела.

— Жаль вот только внучат нету, — вздохнула она. — А то пошла бы на пенсию и нянчила бы ребятишек в удовольствие.

— И не ждите, маманя! — рассердилась дочь. — С ними одни расходы! А нам пожить еще для себя надо.

Анастасия Спиридоновна больше ни о чем не спрашивала. Она выпила чай, а потом, вспомнив про воробья, рассказала его историю. Глядя в окно, добавила:

— Как‑то он там без меня, ведь сегодня и печь не топлена?

Дочь не слушала, смотрела телевизор, зять, позевывая, равнодушно листал газету.

На другое утро, чуть свет, мать собралась домой. Клавдия с мужем говорили, что не надо торопиться, и можно еще пожить день-другой, но она сослалась на заботы и по‑детски радовалась, что не рассказала дочери, что за домом и воробьем обещала присмотреть соседка.

Она спешила на первую электричку, спешила, когда выходила из вагона на своем полустанке, спешила, шагая напрямик, через ельник, к дому.
Анастасия Спиридоновна взяла из амбара охапку березовых поленьев, валенком спихнула сугроб с крыльца и, войдя в дом, грохнула дрова на железный лист перед печью.

— Здравствуй, хозяин! Почему печь‑то не вытопил? Озяб небось?

Воробей кинулся к ней откуда‑то сверху. Он спланировал прямо на голову хозяйки, запутался в ее рассыпавшихся седых волосах, крикнул: «Чив! Чив!» и перепорхнул на шкаф.

— Думаешь, забыли тебя? Вижу, вижу, что жив, сердяга! Теперь заживем. И до весны уж недалеко, синицы в ельнике позванивают. А там, глядишь, ребятишек понавезут, — разговаривала Анастасия Спиридоновна с воробьем.

Она опять спешила, выгребая золу, щепя на растопку лучину. А когда в топке ровно загудело пламя, села к столу и вдруг всплакнула по‑бабьи, горячо и коротко.

Дрова горели жарко, тепло обильно растекалось по дому. Анастасия Спиридоновна натягивала на ватник оранжевую спецовку, а воробей Дема радостно кричал: «Чив! Чив!» — и все перепархивал со шкафа на стол и обратно.

1979 г.
Анатолий Столяров,
член Союза писателей России

+1
Поделиться новостью с друзьями:



Метки:

Добавление комментария

Уважаемые посетители!

На нашем сайте вы можете не только читать новости, но и публиковать свои. Приглашаем школы, учреждения культуры и простых посетителей размещать свои материалы.
Как разместить свою статью на сайте можете узнать здесь

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
Название улицы между улицами "Гагарина" и "Ленина"
Ответ:*
Введите код: *


Сообщение для редакции


Ваше имя:
e-mail:
Текст сообщения:

Отправить


Оформить заявку на рекламу можно здесь


Архив новостей

 

В виде календаря

«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

В виде списка

Сентябрь 2024 (42)
Август 2024 (74)
Июль 2024 (76)
Июнь 2024 (71)
Май 2024 (90)
Апрель 2024 (95)
 
Подробнее...


Троицкая афиша



 

Кто сейчас онлайн?

Всего на сайте: 32
Пользователей: 1
Гостей: 31
amichael

Мы "Вконтакте"

 

Мы в OK.RU