Главная  |  Новости  |  Газета «Регион»  |  Троицкий Вестник  |  Архив газет  |  Реклама  |  Контакты  |  Объявления  |  Правила

Власть      Экономика      ЧП      Спорт      Культура      Здоровье      Образование       Социум      История      Рассказы троицких писателей      Видео

Наш Регион Троицк » Новости » Начальник стройки

Начальник стройки

14 апреля Троицкая ГРЭС отметила 60-летний юбилей. История строительства одной из крупнейших электростанций Урала связана с именем Веры Ивановны Рыбки.
 

Начальник стройки

  

Единственная в СССР женщина – начальник стройки всесоюзного масштаба, - стала легендой ещё при жизни. В середине шестидесятых, в период строительства второй очереди ГРЭС, статьи о Вере Ивановне регулярно появлялись на страницах центральных советских газет и журналов. В октябрьском номере журнала «Работница» от 1965 года был опубликован очерк А. Левиной «Начальник стройки». В нём автор рисует подробный портрет своей выдающейся героини, а вместе с тем очень точно передаёт атмосферу большой комсомольской стройки в Троицке: будни и праздники первостроителей, их ежедневные радости и трудности, планы и надежды. 

Накануне юбилея удалось обнаружить в архивах Троицкой ГРЭС пожелтевшие страницы станционной газеты «По Ленинскому пути» с перепечаткой очерка, в котором, словно жучок в сосновой смоле, застыло время.

«Начальник стройки» - журнал «Работница», №10, 1965 г.

В начале я решила, что мне очень не повезло: еще бы, я приехала на строительство Троицкой ГРЭС, чтобы написать очерк о начальнике стройки Вере Ивановне Рыбке, а Вера Ивановна за день до этого срочно вылетела на коллегию Государственного комитета в Москву. Но пока я знакомилась со стройкой, все люди, с которыми я разговаривала, рассказывали мне о Вере Ивановне по-своему, и характер этого, пока еще незнакомого мне человека как бы поворачивался разными гранями.
 

Начальник стройки

 

Сергей Николаевич Майоров, начальник участка Центроэнергомонтажа:

- Сколько я не ездил по стройкам, а был на десятках ГРЭС, женщины выше прораба не встречал. Вера Ивановна Рыбка первая женщина – начальник стройки, с которой я работаю. И должен сказать, что здесь, на Троицкой, порядка больше, чем на всех стройках, где я раньше побывал. Работают собранно, четко. А стройка огромная – 10 миллионов рублей капиталовложений в год. 4 тысячи рабочих, 70 заводов – поставщиков оборудования и материалов. ГРЭС – сооружение сложное, и каждую ее часть выполняют специалисты. Мы собираем турбину, другие монтируют котел, третьи бетонируют трубу. Так что нас, монтажников, здесь целая армия. Уралэнергомонтаж, Центрэнергомонтаж, Кузбасспецэнергомонтаж, Центроэлектросетьстрой, Спецжелезобетонстрой. А Рыбка как генеральный подрядчик должна работу всех этих участков координировать: чтобы не наступали друг другу на пятки, чтобы успевали готовить фронт работы один другому. И на отлично с этим справляется. Мы, монтажники, сразу почувствовали руку опытного дирижера.

Рыбка – деловой человек в самом хорошем смысле слова. Поглядели бы вы, как она ведет оперативку. Деловито, коротко, конкретно. Здесь не бывает тех длинных оперативок, которые строители зло и метко назвали «отбрехаловками». На таких «отбрехаловках» главное – оправдаться, почему не сделал. Здесь главное – четко и точно ответить, когда сделаешь, и что тебе для этого нужно. «В чем у вас трудность? Какая помощь нужна?» - вот два вопроса, которые чаще всего задаёт Рыбка.
 
Начальник стройки

Лида Макарова, прораб:

- Теперь, когда спрашивают, какое у меня образование, я не знаю, что и сказать: то ли, что десять лет назад я окончила Ленинградский строительный техникум, то ли, что десять лет проходила «рыбкинскую школу». Последнее, по-моему, важнее. Не одна я так думаю. Вы заметили, сколько у нас молодёжи на ответственной работе? Вера Ивановна молодежь не задерживает, пропускает вперед. Четыре-пять лет проработал – и мастер, прораб, начальник участка. Начальник нашего участка Лисицын четыре года назад пришел мастером, заместитель начальника второго участка Толя Базаров был в гараже слесарем, здесь окончил вечерний строительный техникум. Гена Заболотько – два года как из института, сейчас замещает начальника участка.

«Рыбкинская школа» - мы учимся в ней деловитости, энергии, точности, силе воли. Как бы хорошо ты ни знал свой участок, а Рыбка всегда знает его лучше тебя.

Помню, пожаловался один начальник участка:
- Вера Ивановна, нет ни одного метра труб…
А она ему в ответ:
- Кроме тех, которые лежат около столовой за вашим участком. Я их все просмотрела, трубы свободны. Берите.
А ведь, кажется, ходит она по стройке быстро-быстро, ничего не замечая по дороге, ан нет, все у нее на примете. Бывало и такое: спросит на оперативке:
- Когда засыплете теплотрассу?
- Завтра, - ответишь, не подумав.
- Неправда. Она у вас не изолирована, не очищена. Подите еще раз на место, посмотрите, подумайте и мне с любого телефона позвоните: когда, по-вашему, сделаете. А, по-моему, хорошо будет, если успеете послезавтра.
И уж если даст срок, нужно сделать. Я бы не сказала, что она с нами нянчится. Если надо, и поругает, и накажет. Но прежде убедит тебя, что это справедливо. У Веры Ивановны даже есть любимое выражение: «Ответственность – это крылья, на которых человек поднимается вверх».
 
Начальник стройки

Иван Павлович Солянников, начальник 5-го участка:

- Когда Веру Ивановну принимали в партию, вдруг кто-то спросил, почему она носит девичью фамилию Рыбка? У ее мужа другая фамилия, он тоже строитель, в Троицке, в Промстрое главным инженером работает. А она так ответила. «Отец у меня, - говорит, - был рабочий, стрелочник. И все мечтал, чтоб был у него в семье инженер. Брат погиб на фронте, второй сестре учиться не пришлось, а отец хотел, чтоб был на свете инженер Рыбка». Слушали мы тогда на собрании и думали: каждому отцу можно пожелать, чтоб так его фамилию несли, не роняли.

А потом приехала Вера Ивановна Рыбка и, узнав о моих намерениях писать о ней очерк, запротестовала: «Что вы, на нашей стройке работает столько замечательных женщин, неужто вас не познакомили? Бригадир штукатуров Надя Зарицкая, изолировщица Клавдия Павловна Павлюченко. А какие у нас сварщицы – Вера Иванова, Марионелла Шамарина, паропроводы высокого давления варят! А женщины-прорабы, мастера – Лида Макарова, Захарова и еще десятки…

Что я могла ответить Вере Ивановне? Что я уже познакомилась и поговорила со многими хорошими женщинами? Надя Зарицкая, показывая мне дома поселка от первых, восьми-квартирных, до последних, пятиэтажных красавцев, говорила: «И этот моя бригада отделывала, и этот, да почти все дома наши, каждую стенку рукой трогала». Видела, как Клавдия Павловна Павлюченко удивительно точными, скупыми и в то же время мягкими, округлыми движениями рук укутывала бункера шлаковатой и заботливо, точь-в-точь как украинки хату, замазывала их раствором, хотя «хата» эта была на высоте двадцати метров… Наблюдала, как она по много раз, без укора, терпеливо поправляла сделанное девушками-ученицами, и каждый изгиб ее ладони стремился научить, передать свой секрет и навык.

Мне хотелось сказать Вере Ивановне Рыбке: да, я знаю, на стройке много замечательных женщин, отлично знающих свое дело. Но разве она, начальник стройки, не одна из них? О каждом из ее рабочих дней, до отказа набитых делами и трудностями, можно было бы написать очерк.

Можно рассказать, как утром она появляется на главном корпусе и вместе с начальниками участков, по ее любимому выражению, «определяется» - решает все спорные вопросы смежников, смотрит, к каким работам можно приступать, быстрой летящей походкой обходит все основные участки.

И как читает она бумаги, за секунду успевая обнаружить противоречия и слабинку. «Почему это труб 90 тонн осталось? Участок показал? А вы проверьте! Сколько было в прошлом месяце? Тоже 90? Что же они, ни одной трубы не уложили? Сейчас узнаем». И как, позвонив на участок и выяснив, что, конечно же, в списке ошибка (45 тонн уложено), с укором говорит девушке-технику: «Разве можно так выписывать цифры, не думая?»

И как она с карандашом в руках рядом с молодыми прорабами слушает лекцию о сетевом графике, который вводится на стройке, и переспрашивает, не стесняясь, не боясь учиться новому на глазах у всех и уже одним этим заставляя всех учиться.

И как поздним вечером, когда во всем управлении светится только одно окно – кабинета Рыбки, - идут к ней молодые прорабы посоветоваться. «Вера Ивановна, много вопросов накопилось». И она отвечает им, полушутя-полусерьезно: «А вы не копите вопросы. Это не сокровища. Решайте. Учитесь самостоятельности». И выслушивает. Одни вопросы решает тут же, о других не стыдится сказать: «Я этого не знаю. Разберусь завтра и в 14 часов скажу». А на третий предлагает искать ответ самому: «Представьте свой план, и мы его вместе посмотрим».

Но я расскажу только об одном дне Веры Ивановны. И даже не о рабочем. О праздничном. О Дне строителя.

День строителя в поселке, где никто, кроме строителей, не живет, где каждый или монтажник, или изолировщик, или экскаваторщик, или плотник, - праздник общий, народный, как 1 Мая или 7 ноября. С раннего утра из всех окон – музыка, песни.

К 11 часам чуть не все население поселка перемещается на Поляну. О том, что праздник состоится на Поляне, я узнала еще накануне. Я сидела в кабинете у Веры Ивановны, когда вошел секретарь парткома стройки Федор Иванович Криворотов и сказал:

- Звонили из горкома партии насчет завтрашнего дня. Спрашивали: может, все-таки проведем торжественное заседание в клубе?
- И мне звонили. Нет, менять ничего не будем. Это наша традиция – Поляна.

Поляна действительно хороша. Она в березовой роще, что начинается за последними домами поселка, и попадешь на нее после того, как пройдешь через почетный караул молоденьких, подсаженных березок. И все-таки не только из-за красот природы настаивала Вера Ивановна проводить праздник не где-нибудь, а на Поляне.

Сюда приходят семьями – тут и жены строителей, их матери, дети с нарядными бантами и отмытыми коленками. Дети вышагивают так торжественно, словно не отцы и матери их, а они отцов и матерей ведут на этот праздник.

И когда начальник строительства Вера Ивановна Рыбка, открывая митинг, говорит, что в этом году надо сдать пятую турбину и восьмой котел, закончить Дворец культуры, пустить хлебозавод, она обращается не только к каменщикам, монтажникам или бетонщикам, нет, она говорит со всеми, кто живет на этой стройке, живет ею и для нее. И когда зачитывается приказ Госкомитета по энергетике и электрификации о награждениях, и называются фамилии лучших, их сыновья с гордостью прижимаются к отцовскому плечу, и удовлетворенно (наконец-то признали моего!) улыбаются жены, не раз ворчавшие на сверхурочную работу. И расцветают лица матерей, когда имена дочерей микрофоны поднимают над Поляной.

После митинга на Поляне разгорается концерт самодеятельности, люди рассаживаются прямо на траве, под березками, и закусывают принесенной из дома снедью, и пьют воду и пиво, а если и что покрепче – так ведь все-таки праздник. Но оттого, что все это вот так, на людях, открыто, никто не переберет.
Вера Ивановна ходит по Поляне, от кружка к кружку, и отовсюду раздается доброжелательное: «Вера Ивановна, садитесь с нами!». «С праздником, Вера Ивановна!»

Возвращаясь с Поляны по центральной улице поселка – улице Энергетиков, мы с Верой Ивановной вышли на высокий берег реки Увельки, с которого особенно хорошо видна была панорама электростанции, и действующей, и строящейся ее части. Сначала действующей: две высоченные трубы, на одной из которых ясно видна выложенная кирпичом цифра «1958 год», и окруженное цветами высокое здание станции – работают уже семь котлов и четыре турбогенератора общей мощностью 600 тысяч киловатт. Дальше строящейся – краны строительной площадки, склады, подъездные пути. Зимой, когда пустят пятый блок, мощность станции достигнет 900 тысяч киловатт, а когда достроят ее – полутора миллионов!

Вера Ивановна говорила мне, что Троицкая – ее четвертая ГРЭС, и я спросила:

- А когда была первая? – вовсе не думая, что этим вопросом бережу старую рану.

- Первая… - Вера Ивановна помедлила с ответом. – Первая была в Свердловской области, в маленьком поселке при леспромхозе, в лагере, куда меня сослали в 1937 году по ложному обвинению, потому, что вместе с отцом – стрелочником КВЖД я много лет прожила за границей. Было мне тогда 24 года. И я так и не успела защитить диплом в Дальневосточном строительном институте. Первая электростанция – это был деревянный домик метров шесть на восемь, где установили движок. По поселку – между бараками, клубом, столовой – врыли столбы, протянули провода. На всю жизнь запомнила я миг, когда заработал движок и зимой 1938 года вместо коптилок и керосиновых ламп загорелись искры лампочек, которые с пионерского детства были для нас «лампочками Ильича». А диплом я защитила уже после войны, в Куйбышеве, когда вернулась к матери. И дипломом моим был тоже проект электростанции.
Вера Ивановна помолчала. А я вдруг вспомнила, как утром этого дня в кабинете Рыбки раздался телефонный звонок. И как она молодо, звонко, с каким-то даже ухарством смеялась, говорила в трубку: «Ну, спасибо! Ну, молодцы! И как узнали!» И, повесив трубку, объяснила: «Говорят, что сейчас по радио в честь Дня строителя передают концерт по заявкам, и телефонистки попросили специально для начальника стройки Веры Ивановны Рыбки исполнить песню «Я люблю тебя, жизнь». И откуда они узнали, что мне нравится эта песня? Я действительно люблю жизнь. И всегда, даже в самые трудные дни, меня окружали отличные люди».

Вечером я еще долго стояла на берегу Увельки и смотрела на опоры, широко шагающие в степь, взвалив на плечи провода. Мне начало казаться, что они уносят не ту энергию, которая выработалась в генераторе, а энергию, которую отдали этой станции ее строители, и среди них Вера Ивановна Рыбка.
Не зря же сказал мне про нее один инженер-электрик: «Не человек – генератор энергии».

А. Левина

Справка:
Вера Ивановна Рыбка приехала в Троицк с первыми бригадами строителей электростанции в мае 1954-го и принимала самое активное участие в строительстве Троицкой ГРЭС вплоть до 1972 года. Прошла путь от прораба до начальника стройки, а после выхода на пенсию еще 20 лет преподавала в Троицком энергостроительном техникуме.

«Семь чудес древнего мира глазами строителя» - так называлась одна из лекций Веры Ивановны. Ей хотелось непременно поделиться со студентами знаниями и впечатлениями, которые получила, посетив 26 государств, 57 городов, совершив три морских круиза. «Пирамиды Египта, сады Семирамиды, Тадж-Махал - всё это, конечно, интересно», - говорила она. «Но главное чудо - это человек и его способность изменять свою судьбу. Жизнь убедила меня в этом». А Вера Ивановна личным примером убедила в этом нас!

Студентка, приговоренная в 1937 году к десяти годам концлагерей, не только не сломалась, но и освоила в заключении профессию строителя электростанций. Её досрочно освободили в 43-м, а реабилитировали только в декабре 1955 года.

Заслуженный строитель РСФСР (1972), Почётный гражданин города Троицка Челябинской области (1972), кавалер ордена Ленина (1966), Трудового Красного Знамени (1962) – вот далеко не полный список званий и наград, которых была удостоена Вера Ивановна за выдающиеся трудовые успехи.

+4
Поделиться новостью с друзьями:



Метки:

Добавление комментария

Уважаемые посетители!

На нашем сайте вы можете не только читать новости, но и публиковать свои. Приглашаем школы, учреждения культуры и простых посетителей размещать свои материалы.
Как разместить свою статью на сайте можете узнать здесь

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
Название улицы между улицами "Гагарина" и "Ленина"
Ответ:*
Введите код: *


Сообщение для редакции


Ваше имя:
e-mail:
Текст сообщения:

Отправить


Оформить заявку на рекламу можно здесь


Архив новостей

 

В виде календаря

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

В виде списка

Март 2024 (98)
Февраль 2024 (96)
Январь 2024 (73)
Декабрь 2023 (99)
Ноябрь 2023 (98)
Октябрь 2023 (80)
 
Подробнее...


Троицкая афиша

 

Кто сейчас онлайн?

Всего на сайте: 39
Пользователей: 1
Гостей: 38
amichael

Мы "Вконтакте"

 

Мы в OK.RU