Елена Болотова – талантливый педагог, учитель-дефектолог, актриса городских театральных представлений.
Кумир многих девчонок и мальчишек, известная еще и как яркий аниматор, которая легко вживается в роль любого сказочного персонажа и без труда меняет голос. С недавнего времени она еще и создатель инклюзивной мультипликационной студии «Мир, который нужен мне».
Первые ее работы показали, что мультикам в Троицке быть!
Елена – педагог-стажист. Работает в дошкольном образовании 17 лет, большую часть из которых в детском саду №5. Вспоминает, что свою трудовую деятельность начинала инструктором по физкультуре, работала музыкальным руководителем, воспитателем. Но легких путей в жизни никогда не искала. Потребность в работе педагога-дефектолога, специалиста по обучению детей с нарушением интеллектуального развития в детских садах и школах была во все времена, но вот, пожалуй, правильный научный подход к этой проблеме появился в последние годы, когда стало ясно, что без профессионала в этой области не обойтись. Поэтому, имея базовое высшее образование, обучилась на олигофренопедагога.
Умеет понимать и ладит с детьми, возможности которых, по здоровью, ограничены. У педагога Елены Болотовой глубокая убежденность, что задержка развития ребенка – это не приговор, а скорее мир, в котором он живет. Просто нужно взять его за руку и повести туда, где интересно, и ребенок обязательно раскроется, демонстрируя свои способности, и раскрывая себя.
Желание, чтобы у троицких мальчишек и девчонок появилась своя собственная мультипликационная студия, было настолько велико, что Елена Николаевна трижды участвовала в гранте губернатора Челябинской области «Фонд поддержки гражданских инициатив Южного Урала» как физическое лицо. Третья попытка принесла удачу - фонд выделил средства на приобретение оборудования для съемки мультипликационных фильмов.
Сначала педагог работала как волонтер в ГОО «Центр поддержки детей-инвалидов «Солнышко», придумывая с особыми детьми сценарии, постановки, рисуя персонажей и озвучивая их. Сейчас вновь выиграла грант губернатора, уже от Центра, обучилась и работает там в должности педагога-дефектолога, не забывая, конечно и о любимой детьми мультипликационной работе. Также работает в этом направлении с обычными детьми в центре детского творчества, с более взрослыми занимается видеоблогерством.
Что может быть лучше, чем смотреть мультфильмы? Только их создавать, уверены маленькие мультипликаторы. В небольшой студии – царство идей, фантазии, карандашей и пластилина. Работа над новыми мультфильмами кипит каждую неделю.
Ноутбук, стойки, мультипликационные станки, видеокамера –это оборудование для работы мультипликаторов.
– Камера, мотор, снято! – теперь привычные слова для ребят, которые посещают занятия.
– Художники-мультипликаторы, режиссер, оператор, аниматор – эти профессии осваивают дети на занятиях, – рассказывает Елена Николаевна. –Иногда я меняю их местами. Дети очень гордятся, что им приходится выполнять ту или иную роль. К примеру, чтобы создать рисованный мультфильм в стиле бумажной перекладки, необходимо очень много рисовать. Если у 4-летнего ребенка не получается рисовать, то мы находим ему применение при озвучивании мультфильма. Техника в стиле бумажной перекладки состоит в том, что вы фотографируете нарисованные картинки, вырезанные из бумаги, накладывая их на основной фон, и быстро листаете. Делается это при помощи «Анимате-программы». Персонажами могут стать также фигурки из пластилина, лего-анимации. Способов очень много. Мы сами придумываем сценарий, такой, чтобы на протяжении всего мультфильма он захватывал, обязательно должен быть герой-антагонист, то есть неположительный персонаж, положительный герой, а в финале всегда побеждает добро. Работаем также в том направлении, чтобы создать мультипликацию с видами города. Работа над созданием мультфильма кропотливая. Я люблю в работе быстрый результат, чтобы его можно было сразу увидеть, а мультфильм научил меня сдерживаться. Понятно, что здесь быстро ничего не произойдет, ведь нужно продумать каждое движение. К примеру, чтобы сменить одно действие на другое, нужно отснять 6-12 кадров мультфильма. Дети всесторонне развиваются. Делают первые шаги в актерском мастерстве. На занятиях мы выясняем, как может заговорить только что нарисованное облачко с глазками, или фантазируем и подбираем человека, голос которого подошел бы для только что слепленной из пластилина сеньора Лучка. Недавно сняли, сделали раскадровку, озвучили и смонтировали мультфильм по мотивам произведения Агнии Барто «Я люблю свою лошадку».
Каждый ребенок мечтает, чтобы с ним произошло что-нибудь волшебное. И вот, кажется, с некоторыми детьми это уже случилось. Разве не волшебство это? Оказаться по ту сторону мультика и приоткрыть тайную дверь?
Как умело педагог балансирует между работой, семьей, в которой у нее трое детей: дочь Анна и сыновья Артур и Андрей, а также волонтерской творческой деятельностью, остается только догадываться.
1 марта 2023 года Елена Николаевна планирует большой показ смонтированных мультфильмов, а пока она - председатель Троицкого профсоюза образования и науки, по вечерам ходит на репетиции профсоюзного благотворительного спектакля «Поверь в чудо», который состоится в ЮУрГАУ 25 декабря. В спектакле она играет роль злой Бабы Яги, а в обычной жизни за руку ведет детей в мир знаний и мультипликации, как добрая волшебница-фея.
Марина Петайкина