С сентября 2009 года все вузы, государственные и негосударственные, должны перейти на двухуровневую систему обучения: «бакалавр» и «магистр». Для каких специальностей останется степень «дипломированный специалист», будут решать законодатели, предположительно это будут медицинские, некоторые технические и творческие специальности. В Современной гуманитарной академии двухуровневая система образования реализуется с самого основания и выхода первой редакции в 1996 году «Закона о высшем и послевузовском образовании. Сначала многим было непонятно, кто такой бакалавр, и с чем его едят. Тот же закон и в бывшей, и в новой редакции гласит, что «квалификация (степень) «бакалавр», квалификация (степень) «специалист», квалификация (степень) «магистр» при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование».
В настоящий момент, когда выпущено только СГА 200 000 бакалавров, не считая другие ВУЗы, которые тоже перешли на двухуровневую подготовку, включая и наши челябинские заведения, уже не возникает вопрос «Бакалавр — это высшее образование?» Вышедшие из стен СГА бакалавры зарекомендовали себя самостоятельными знающими работниками с хорошими профессиональными качествами, владеющими современными ИКТ средствами, способными в процессе работы постоянно повышать свою квалификацию, что очень ценно в современном быстро меняющемся мире.
Разберемся, чем настоящий вариант, предложенный нашим законодательством, выгоден для отдельно взятого студента.
Бакалавр получает фундаментальные знания по выбранному направлению, например, по юриспруденции или экономике. Количество направлений бакалавриата заметно меньше, чем видов специальностей. Магистр — это продолжение бакалавриата, где общее направление, например, экономика, подразделяется на специальности, такие, как бухгалтерский учет и аудит, финансы и кредит, то есть почти то же, что и предлагали нам специализации, но разница при этом существенная. Если ранее, поступая в институт, вы просто обязаны были получить узкую специализацию, оплачивая пятый год обучения и осваивая углубленно те дисциплины, которые, возможно, вам никогда в работе не потребуются, например, уголовно-правовые, обязательные по учебному плану. При этом, закончив институт и попадая на свободный рынок труда, вы нашли себе работу юриста в договорном отделе предприятия. Для занятия этой должности вам нужны знания в хозяйственно-правовой сфере, а вы специализировались совершенно в другой области юриспруденции. Что делать? — извечный вопрос. Но вы же в любом случае эту дисциплину изучали, но не так глубоко и не столько уделяли этому времени, потому что ваше внимание направлено было в другую сферу дисциплин. В этом и во всех последующих случаях специализация просто не нужна. Сегодня рынок труда требует выпускника с высшим образованием общего направления: юридического, экономического, гуманитарного и даже технического — так как требуется большое количество офисных работников, специалистов в госорганы, фонды и т. д., что и решает многоуровневая подготовка. Поэтому можно сделать вывод, что в отсутствии советской системы распределения, когда бакалавр и специалист оказываются в одинаковой ситуации на рынке труда, не стоит лишний год своей жизни и деньги за целый год обучения тратить на изучение ненужной специализации.
Есть люди, которые просто рождены быть исследователями, им нравится заниматься наукой и всю жизнь учиться, их существование не предназначено для практической деятельности. Это кандидаты в магистратуру, которая дает знания для научно-исследовательской деятельности, а также право преподавания в ВУЗе. Магистратура является следующим уровнем образования после получения степени бакалавра, при этом по закону сохраняются все студенческие льготы, в том числе и на отсрочку от призыва, для заочников оплачивается учебный отпуск. Для дипломированных специалистов, закончивших ранее ВУЗы и поступающих в магистратуру, получение образования рассматривается как второе высшее образование, и про льготы придется забыть, поэтому сейчас надо выбирать учебное заведение, которое может вам предложить только современную траекторию обучения. Ведь на рынок труда вы выйдете через 4‑6 лет, и что будет актуальным, надо определять именно сейчас не по назойливой рекламе, не по мнению знакомых, которые вышли из советского образования, а имея хорошие правовые знания в области законов об образовании и мнению, лично у вас сложившемуся об учебном заведении, которое вы можете составить только посещая Дни открытых дверей, обращаясь в приемную комиссию. Особенно нужно обращать внимание не столько на развлекательную сторону студенческой жизни, что демонстрируют все без исключения учебные заведения, сколько на учебный процесс, с какими вы выйдете знаниями и навыками, и насколько они будут актуальны по окончании вашего обучения.
В Современной гуманитарной академии уже много лет осуществляется многоуровневое обучение. Бакалавры, вышедшие из стен ВУЗа и Троицкого филиала, нашли свое место на рынке труда. В последние годы выросло и число выпускников, получивших степень магистра. Есть и выпускники Троицкого филиала, закончившие магистратуру как СГА, так и Уральской юридической академии (это говорит о качестве подготовки на уровне бакалавриата). География трудоустройства также велика. Это и органы внутренних дел города и района — 18 человек, Челябинская таможня — 17 человек, Министерство пищевой промышленности Свердловской области, коммерческие банки, регистрационная палата, Судебные приставы, Суды — городской и мировые, предприятия, предпринимательские структуры, и еще многие организации можно было бы перечислить, где выпускники СГА нашли применение своим знаниям и профессиональным качествам.
Востребованность наших выпускников объясняется тем, что будучи еще студентами, они имеют возможность работать, и работать не по ночам грузчиками, зарабатывая деньги на обучение и засыпая на следующий день на лекциях, но и в другое свободное от учебы время, которое у них появляется при индивидуальном планировании своего учебного процесса. Это не значит, что все происходит в ущерб часам аудиторных занятий, просто занятия можно проходить по индивидуальному графику. Новшество, которое у нас появилось совсем недавно, называется «домашний компьютер», оно сделало еще более мобильным как студента очника, так и заочника. С ним можно учиться без отрыва от работы, используя любую свободную минуту; блок материала для освоения студентом теоретических знаний сбрасывается на диск и впоследствии контролируется итогами, которые студент предоставляет в филиал. Тесты и экзамены проводятся только под наблюдением экзаменатора, что и дает хорошее качество обучения.
У нас много интересного, нового, занимательного и полезного, позволяющего выпустить из стен учебного заведения первоклассного специалиста. Чтобы познакомиться с Современной гуманитарной академией поближе, приходите к нам в филиал. Вас встретит приветливый коллектив приемной комиссии. Мы студента уважаем и ценим, Вы это почувствуете с первого визита и на всем протяжении обучения.
Качество обучения гарантируем!
Адрес Троицкого филиала СГА: г. Троицк, ул. Гагарина, 1 (территория ТАТК ГА, трехэтажное здание напротив стадиона, 1 этаж), тел. (35163) 2‑36-66, 2‑37‑77.
Время работы приемной комиссии: с 8-00 до 17‑00, выходной — воскресенье.