Охладили седины твоей юности пыл.
Но я верю, и верить мне в это приятно,
Что в душе ты остался таким же, как был.
Виктор Цой
Первый музыкальный молодежный рок-фестиваль, посвященный памяти поэта и музыканта Виктора Цоя, стал чрезвычайным событием в культурной жизни троичан.
Место действия – городской парк культуры и отдыха, время – воскресный вечер. Сцена, на ней портрет кумира молодых Виктора Цоя руки художника Николая Левшича. Сложный монтаж сцены провел сотрудник ГДК Вячеслав Михалёв. На сцене был образцово-показательный порядок. Открывают фестиваль самые молодые музыканты - это участники групп: «Беречь от детей», «Галактика», «Шторм», «Территория 13». Звучат авторские и Цоевские песни. Мелодии крепко цепляются и вертятся в голове без конца. Они доступны, и многие могут их сыграть на своей гитаре.
Группа «Кино» начала свое существование в 1981 году. Первые песни — своеобразное полуакустическое звучание, не отличавшиеся особой сложностью. Безысходная тоска, не лишенная романтического ореола, помогала составить картину об образе жизни музыкантов и молодежи тех лет: «Время есть, а денег нет, и в гости некуда пойти ...». Своим творчеством поэт-музыкант Виктор Цой призывал обрести внутреннюю свободу. Цой всегда оставался романтиком, налет цинизма совершенно не коснулся его творчества, за всем чувствовалась вера и надежда. Он создал свой поэтический мир, который со стороны мог казаться странным, почти нереальным. Нарочитое презрение к материальным благам, модной одежде, к тем, кто любой ценой рвется к благополучию, карьере.
Вот такой случай из его короткой жизни. Непродолжительное время Виктор Цой работал кочегаром в каменном сарае, стоящем на заброшенном пустыре на правом берегу Невы. Сарай был разделен на две половины: в одной половине сидел сторож и охранял ящики, которые валялись на пустыре вокруг сарая, а в другой половине — кочегар по имени Виктор Цой, который этими же ящиками отапливал сторожа, который их сторожил, чтобы их не стащили. Бюрократическая система была не только в высоких кабинетах, но внедрялась и в низах.
В 70 – 80 годы прошлого XX века, чтобы выйти на большую зрительскую аудиторию, необходимо было выполнить жесткое требование: выходящая на концертную площадку рок-группа должна иметь музыкальную программу, принятую и одобренную отделом культуры горисполкома. Работникам партийного аппарата было, отчего прийти в ужас: страну захлестнула форменная эпидемия рок-музыки. Такого не бывало ни до, ни после. В те годы создавались сотни дворовых групп, вокруг них собирались тысячи неистовых поклонников и поклонниц. Натуральный бум, сродни стихийному бедствию. На худсоветах идейные комсомольские работники строго отслеживали все вольнодумные мысли молодых людей, могущественные партийные лидеры утверждали, что рок-музыка находит себе приверженцев только среди узкой части молодежи, а именно – нравственно и идейно ущербной. Но количество любителей рок-музыки не уменьшалось. И сегодня число поклонников этого музыкального направления только приумножается, это показал и троицкий фестиваль.
На фестивальной сцене выступили группы: «Гардарика», «Карабас-Барабас», «Крылья», «Кусты», «Электронная Эмиссия», «Юайши», «Штурман и пилоты». Группа «Территория 13» выступала в последний раз в прежнем составе. Молодые рок-н-ролльщики Александр Скрябин и Евгений Лазаренко стали студентами-первокурсниками престижного столичного вуза МИФИ. К слову сказать, когда-то в этом вузе начинала свой музыкальный путь группа «Вежливый Отказ». В группе «ЭDZE» по-ударному играл на барабанах Артур Абашев. Парень дробил по тарелкам и барабанам в десять раз быстрее автоматной очереди. Мощная энергия, драйв и шквал децибелов!
Закрывало фестиваль выступление троицкой группы «ЛСД». На самой белоснежной гитаре играет лидер группы, солист - харизматичный Виктор Лютый.
- Вся атмосфера концерта и настроение зрителей наполнены добром и праздником, - делится наблюдениями Оля Гец.
Фестивальная рок-музыка дает огромную фору перед волной «попсы», очень сильно будоражащей воображение современных подростков икебаной из строк «малинки, брюнетки и блондинки», «танцую Россия, и плачь Европа, а у меня самая-самая красивая п…па», «Катя, возьми телефон - это он …» - все это скоро уйдет в зыбкий песок.
Надо было лишь чуть задержаться после концерта, чтобы увидеть, что у троицких рок-команд есть верные поклонники. Музыканты с удовольствием раздавали автографы налево и направо. Находили время с каждым желающим перекинуться парой слов. В глазах молодых поклонниц было счастье! Модные девушки теперь могут всем говорить, что знакомы, ну, например, с Юрой Мардыко или Станиславом Котковым - участниками группы «ЛСД». Известность этих и других троицких музыкантов не сделала их капризными. Все они охотно дают автографы, интервью, позируют со зрителями.
Повезло всем, кто побывал на фестивале, в том числе и мне. Своими глазами все видеть, своими ушами все слышать.
Главным в фестивале был энтузиазм, творческий настрой, с которым готовили его все вместе: и городское управление по культуре и делам молодежи, и
Троицкая организация Российского творческого Союза работников культуры, и СКО «Центр досуга», и талантливые молодые музыканты, рок-добровольцы, например, такие как Николай Лётин.
- Музыкальный рок-фестиваль был задуман таким образом, чтобы вся атмосфера фестиваля была проникнута памятью Виктора Цоя, - рассказывает продюсер фестиваля Артём Левшич. – Задача объединить молодежь вокруг музыки и свежих идей.
Удалось ли выдержать весь фестиваль в нужном ключе или не очень – уже другой вопрос, но главное, что многое из задуманного устроителям фестиваля посчастливилось сделать. На следующий год молодой продюсер и его единомышленники замахиваются на организацию фестиваля ни как не меньше Международного статуса. Поживем, увидим и услышим.
ОЛЕГ СОЙНОВ. ФОТО И ВИДЕО АВТОРА