Когда неожиданно увидела Даниса Ахметшина, открывающего областной казахский фестиваль торжественным намазом, была приятно удивлена. Данис вместе с моим старшим сыном учился в одном классе. От многих сверстников он отличался скромностью, искренней доброжелательностью, внутренней культурой. Из школы № 3 они выпустились в большую жизнь чуть больше года назад.
Теперь же Даниса было просто не узнать. Молодой человек в черном, расшитом золотой нитью халате и бархатной тюбетейке, украшенной бисером, проникновенно и красиво читал Коран, да так, что у многих, слушающих его, наворачивались слезы.
В разговоре с ним узнала, что он учится в Российском исламском университете (РИУ) в Казани и оказался он на фестивале не случайно: важную миссию поручил ему главный муфтий УРФО Ринат хаджи-хазрат Раев.
Согласитесь, не так часто в наше время только что окончившие школу парни и девушки поступают в духовные учебные заведения. Поэтому меня заинтересовало, что подтолкнуло Даниса избрать именно такой жизненный путь и как ему живется вдали от дома?
Спустя несколько дней после первой встречи мы уже беседовали с ним в медресе Троицкой старинной мечети по улице Ленина.
— Знаете, в Казани к нашему старинному городу относятся с большим уважением, называют его Уральской Меккой. И когда я рассказывал в университете о Троицке, было приятно слышать от некоторых студентов и преподавателей, что они бывали у нас или мечтают побывать, чтобы посетить могилу известного просветителя и богослова Зайнуллы Расулева, — говорит Данис Ахметшин. — Я и сам очень люблю свой родной город, он удивительный, и мечтаю после окончания университета вернуться сюда, чтобы служить в мечети имамом.
Как оказалось, Данис поступил в РИУ осознанно: уже в школе у него появился интерес к исламу. А когда стал посещать курсы по основам ислама и арабского языка в медресе, то еще больше утвердился в своем выборе. Сегодня он с благодарностью вспоминает молодого преподавателя Абдуллу хазрата из Чебоксар, который проходил практику в Троицке и учил его правильно читать Священный Коран, проводить намаз. Что и говорить, непросто давалось все это Данису, несомненно, трудно было учить арабский алфавит, сложно было привыкать писать справа налево, но ему нравилось посещать воскресную школу, общаться со служителями мечети, а самое главное — было у юноши стремление самому прочитать Коран в оригинале и сильное желание посвятить себя религии, служению своему народу.
— Я учился в седьмом классе, когда впервые пришел в мечеть № 722 Гатауллы-муллы. Так ее называют в народе по имени первого имама. Это уникальное культовое сооружение было построено в 19 веке. Так вот постепенно я стал втягиваться в жизнь общины и под руководством имама Лута хазрата Ибрагимова помогал служителям мечети во многих делах и по многим вопросам, — рассказывает Данис. — Когда я учился в 11‑м классе, мне пришлось помогать Луту хазрату проводить богослужения. Справился, имам меня поблагодарил за хорошую работу. Всему коллективу мечети я очень благодарен за поддержку и понимание.
Беседуя, мы рассматриваем старинные черно-белые семейные фотографии. Эти весточки из прошлого, на которых еще молодые его прадедушки, прабабушки, другие родственники, они очень дороги Данису. Оказывается, у него жива еще прабабушка Урикия апай Шамсутдинова. Нынешним летом ей исполнилось 92 года. Она много интересного рассказывала Данису о предках, которые были очень религиозными людьми. И, конечно же, она была рада, что ее правнук стал шакирдом (студентом) РИУ.
Спрашиваю у своего собеседника, тяжело ли учиться в духовном учебном заведении обычному российскому парню?
— По правде сказать, первые полгода было нелегко. Я словно попал в совершенно другую жизнь, где все для меня было непривычно. Все здесь — от занятий до перемен — подчинено поклонению и прославлению Аллаха, распорядок дня достаточно плотный, объем знаний, которые нужно усвоить, значителен и специфичен — арабский язык, тексты религиозного содержания, много материала необходимо заучивать наизусть. Но раз я сам сюда стремился, значит, пришлось подчиняться той дисциплине, тому распорядку, который здесь заведен, — говорит Данис. — Чем выше курс, тем меньше остается в группе студентов, так как не все выдерживают такие нагрузки. Приходится рано вставать и поздно ложиться спасть. Расписание дня зависит от времени восхода и захода солнца, поскольку к нашему светилу привязано расписание намазов. Преподаватели в университете — практически все бывшие студенты. Некоторые из них учились в других странах: Египте, Малайзии, Иордании, Сирии. Наряду с исламскими науками нам преподают общегуманитарные предметы. По пятницам после занятий мы стремимся на пятничный намаз в одну из самых красивых мечетей Татарстана Кул Шариф. Поверьте, это всегда очень волнительно.
Данис с интересом рассказал о том, что в мае нынешнего года он посетил IV Всероссийский форум татарских религиозных деятелей. Тогда в Казань съехалось более 600 делегатов из разных уголков страны. На форуме обсуждались вопросы о сохранении духовного наследия народа, религиозного образования, воспитания детей и молодежи, соблюдения народных семейных традиций.
— Много было интересных, запоминающихся выступлений, но больше всего мне понравилась поездка в последний день форума на древнюю землю предков — Великий Булгар в Спасский район Татарстана. Там ежегодно проходят торжества по случаю добровольного принятия ислама Волжской Булгарией. Место, конечно, очень уникальное и по‑прежнему хранит следы предков поволжских татар, и потому почитается национальной святыней. Сюда совершаются массовые паломничества мусульман, — вспоминает поездку мой собеседник. — Я бродил меж белокаменных останков древних зданий и представлял, как много веков назад здесь кипела жизнь и благодарил Всевышнего, что он вывел меня на истинный путь, путь моих предков.
Марина Клайн