Как повлияет на продолжительность жизни троичан деятельность нового промышленного предприятия в нашем городе — таков по сути главный вопрос, который возникает сегодня к инвесторам строительства Троицкого металлургического завода. Он закономерен, поскольку вся предыдущая история советской индустриализации говорит не в пользу экологической безопасности промышленного производства. Но сегодня мы живем в принципиально новое время, когда именно этот вопрос является основополагающим при любом новом строительстве промышленного объекта. Этому способствуют строгие международные стандарты и обязательства, действующее законодательство, современные технологии и оборудование, экологический мониторинг и надзор как государственных, так и общественных структур.
Противники строительства апеллируют эмоциями. Поэтому сегодня важен не просто диалог, а компетентное обсуждение той проблемы, какой ее видят троичане. Чтобы к публичным слушаниям по данному предприятию, которые состоятся скоро — нынешней осенью, все его участники были максимально проинформированы об особенностях нового для Троицка производства.
В СМИ уже прошла информация об экологической составляющей ТМЗ: «предусматривается строительство системы оборотного водоснабжения, участка шлакопереработки, газоочистки с рукавными фильтрами, на которую будут замкнуты все точки выделения газов и пыли. Особо отмечено: производственное водоснабжение комплекса предусматривается по оборотному (замкнутому) циклу, что позволит полностью исключить сброс технологических и сточных вод в реку Уй».
Подробно комментирует данный перечень мер по обеспечению экологической безопасности производства Александр Иванович Михайличенко, заместитель генерального директора по капитальному строительству:
— Напомню сразу, что изначально речь шла не о строительстве нового завода, «с нуля», а о реконструкции дизельного завода, организации производства на его базе по масштабам, не превышающим возможности имеющегося литейного цеха на ТДЗ. В целом площадь нового предприятия составит меньше половины бывшего. Таким образом, не планируется строительство предприятия
-гиганта. О чем свидетельствует и предполагаемое количество рабочих мест — 400 против 1500 в бытность дизельного завода. Однако это никоим образом не исключает важности комплекса мер экологической безопасности. Касаются они и выбросов в атмосферу, и сопутствующих отходов производства. Обо всем этом по порядку.
Шлаки
Как на любом предприятии металлургической отрасли в связи с особенностями технологии производства до 40 % от первоначального сырья уходит в отходы — шлаки. Этот процесс особенно тщательно проработан в проекте строительства ТМЗ. Уделено большое внимание вторичному применению отходов производства в других отраслях промышленности, что позволяет многократно повысить эффективность природоохранных мероприятий и самого производства.
Как говорилось в предыдущей статье, в настоящее время дополнительно выполняется научно-исследовательская работа «Исследование физико-химических свойств, разработка и внедрение технологической схемы комплексного использования отвальных шлаков производства металлического марганца в условиях ООО «Троицкий металлургический завод» совместно с специалистами ООО НПФ «Техносплавы» и учеными ЮУрГУ, чтобы использовать отходы не только как щебень. В результате данного исследования появится возможность переработки шлаков с получением товарной продукции, используемой в качестве материала для раскисления кислых почв, изготовления плиточных изделий и фундаментных блоков для строительных нужд, утяжелителей для нефте- и газопроводов, гарнисажной футеровки металлических изделий, работающих в агрессивных средах. Все это позволит получать вторичный продукт, который будет возвращаться в производство, тем самым снижая себестоимость продукции и сводя к нулю вредное влияние на окружающую среду.
Одной из разновидностей продукции из металлургических шлаков является минерал, рассматриваемый как перспективный техногенный материал, который может найти применение в различных отраслях промышленности, в том числе и в качестве сорбента.
Минеральная составляющая продуктов переработки используется для устройства оснований дорожных одежд, служит инертным наполнителем для закладки в горные выработки. Металлопродукт, извлеченный из отвального шлака, направляется на переплав.
Одним из эффективных направлений использования шлаков производства нерафинированного марганца будет получение шлаколитой продукции.
Закристаллизованные шлаки обладают рядом положительных эксплуатационных свойств: износостойкостью, термостойкостью, кислотостойкостью. Шлаковое литье по своим прочностным свойствам соответствует бетону марки 550‑700, может работать при температурах до 900°С. В качестве литых изделий шлаковое литье может заменять металл, огнеупорные материалы, бетон. Срок службы оборудования, покрытого этим материалом, увеличивается в 1,5‑6 раз.
В настоящее время изделия и конструкции из шлаколита нашли широкое применение в металлургии, энергетике, химической, коксохимической и керамической промышленности, сельском хозяйстве и дорожном строительстве. Благодаря высокой твердости, шлаколит используется в условиях экстремально сильных абразивных нагрузок, которые зачастую не выдерживают сгибы металлических труб при транспортировке пульпы и золы ТЭЦ и электростанций.
Благодаря своей износостойкости, термостойкости наплавка из шлаколита широко применяется в трубопроводах разных диаметров для транспортировки абразивных материалов (песка, угля, щебня, шлака, соли и др.). Известно, что износостойкость шлаколита в 5 раз превышает аналогичное свойство специального чугуна, и в 20 раз — стали. Кроме этого данный материал устойчив к кислотным, щелочным, биологическим и радиоактивным средам при рабочей температуре до 750 0С. Для шлаколита характерно нулевое водопоглощение, что позволяет применять его для хранения не только химически агрессивных составов, радиоактивных отходов (РАО), но и питьевой воды. Материал экологически и гигиенически безвреден, а благодаря морозостойкости он применим как внутри, так и снаружи помещения.
Таким образом, проектом предусмотрено максимальное вовлечение в производство вторичного марганцевого сырья, как один из путей снижения себестоимости главного производства. Разработаны специальные технологические линии, которые позволят организовать полный комплекс необходимых технологических операций для остывания, хранения, переработки и отгрузки потребителю всего объема образующихся, в результате производственного процесса, шлаков. На данный момент получены официальные документы, подтверждающие заинтересованность предприятий в шлаковой продукции ООО «ТМЗ» от: ООО «Уралцемент», ЗАО Углерод Пром, СервисЗАО, «Агропромхимия», ООО «Универсальные Транспортные Системы», ООО «Автострой-Вектор», ООО «Урал-Строй-Блок», ООО «УралСервисСтрой». Партнерское сотрудничество с ними позволит обеспечить практически полную переработку и использование шлаков текущего производства, а также снизить годовую потребность завода в первичном марганцевом сырье; экономить ежегодно электроэнергию.
Для обеспечения экологической составляющей проекта предусматривается строительство оборотной системы водоснабжения, участка переработки шлаков в товарную продукцию и газоочистки.
Пыле-, газоочистка
При размещении нового современного производстства руководством компании предусмотрен полный комплекс мероприятий, позволяющих исключить негативное воздействие предприятия на экологическую ситуацию в Челябинской области. С этой целью привлечены опытные специалисты и новейшее оборудование отечественной компании ЗАО «СПЕЙС-МОТОР» (г. Санкт-Петербург).
Так как ЗАО «СПЕЙС-МОТОР» не просто продает или устанавливает пылегазоочистное, газоочистное оборудование и газоочистные системы, а является его непосредственным проектировщиком. Газоочистное и пылегазоочистное оборудование, разработанное и произведенное на их производственных мощностях, не только отлично справляется с поставленной задачей, но и отвечает всем требованиям, которые необходимы именно в нашем регионе. Проектирование газоочистного оборудования во всех разделах выполняется в соответствии с Постановлением Правительства РФ №87 от 16.02.2008. На сегодняшний день рукавные фильтры производства ЗАО «СПЕЙС-МОТОР» успешно эксплуатируются по всей России и странам ближнего зарубежья.
Проектом реконструкции ООО «Троицкий металлургический завод» предусматривается установка современнейшего газоочистного оборудования, на которое будут замкнуты все точки выделения газов и источники пыления. Для очистки отходящих газов устанавливается газоаспирационная станция, оборудованная рукавными фильтрами типа ФРИР-9000 номинальной производительностью 700 тыс. м3 / час. Отличительной особенностью фильтра типа ФРИР является то, что этот фильтр находится на уровне лучших мировых образцов фильтровального оборудования, а по некоторым показателям превосходит их. Его основные узлы и детали фильтра унифицированы и взаимозаменяемые. Работа фильтра полностью автоматизирована.
Рукавные фильтры с импульсной регенерацией типа ФРИР соответствуют по техническому уровню подобным конструкциям наиболее известных, специализированных зарубежных фирм. Оснащение рукавного фильтра фильтроэлементами выполненными из нетканого фильтроматериала имеющего ультратонкие волокна позволит получать газ с низким остаточным содержанием пыли, не превышающим 0,2 мг / м³ при допустимом ПДК — 0,3 мг / м³. Рукавные фильтры с применением такого материала будут успешно регенерировать даже при тяжелых условиях работы — при повышенной влажности газа или пыли, при их склонности к слипанию и комкованию. Они также будут применяться при решении задач выброса очищенного воздуха в цех, к рабочим местам. Пыль газоочисток упаковывают в «биг-бэги» и продают потребителю для дальнейшего использования в строительной индустрии. Использование газоочистного оборудования на базе рукавных фильтров с импульсной регенерацией и степенью очистки газов 99,9 % позволяет заводу полностью исключить негативное влияние на окружающую среду.
Кстати, самый большой в Европе мост (мост Васко да Гама) построен с применением этой пыли. К корпорациям, которые в процессе модернизации своих предприятий установили современное газоочистное оборудование и добились максимально положительного эффекта, можно отнести французский концерн Vale и заводы по производству марганцевых сплавов в Норвегии. Эти предприятия расположены в живописной местности на берегу моря, примыкая к небольшим портовым городам.
На реализацию всех вышеперечисленных мероприятий инвестор планирует освоить около 195 млн рублей.
Таковы конкретные аргументы и факты, которые руководство ТМЗ компетентно и открыто предлагает для информирования и обсуждения троичанам. Что касается муссируемых неправдоподобных слухов о регистрации ТМЗ якобы на Кипре, то приглашаем ознакомиться с регистрационными документами в нашей общественной приемной (ул. им. Ю. А. Гагарина, 24). Деятельность завода зарегистрирована в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Челябинской области, соответственно все налоги поступают в бюджеты всех уровней.