Старые фотографии… Какой необычайной силой притяжения наполнены эти случайные свидетели прошлого! Как много интересного и загадочного могут поведать они.
В семейном альбоме троичанки Галины Измайловой хранятся фотографии вековой давности. Время от времени она с трепетом рассматривает эти семейные реликвии на пожелтевшем тисненом картоне и пытается разгадать, что скрывают сосредоточенные лица запечатленных на карточках людей.
На одной из них, выцветшей, с заломами, с обратной стороны старательно выведено синими чернилами: 1917 год. Салиха и Миньяр Серазетдиновы. Чопорное фото больше похоже на картину: все на нем интеллигентно, строго и выверенно. Видимо, по замыслу фотографа, глава семейства сидит на стуле, а его супруга в красивом платье из‑за большого уважения стоит рядом, положив руку на его плечо. На голове у дамы расшитый жемчугом калфак. У ее спутника бархатная тюбетейка. По всему видно, что семья была довольно богатая. Согласитесь, что съемку в фотоателье могли себе позволить только состоятельные люди, да и сам этот факт становился большим событием для всей семьи. Причем это не единственный их снимок, сохранившийся до сегодняшних дней.
— Салиха и Миньяр Серазетдиновы — это мои бабушка и дедушка со стороны папы. Они действительно были зажиточными, имели несколько домов, занимались сельским хозяйством. Правда, я их совсем не помню, так как по трагическому стечению обстоятельств они рано ушли из жизни. Бабушка умерла, когда ей было всего 49 лет, а дед Миньяр еще раньше. Как‑то он возвращался домой, и коляска, запряженная лошадьми, провалилась под лед, — рассказывает Галина Измайлова. — Его успели спасти, но он после этого долго болел и умер. Осталось у них трое сыновей. Один погиб во время Великой Отечественной, двое других дожили до старости. Мой отец Миргалим Серазетдинов тоже воевал после окончания военного училища. Он прошел всю войну, был ранен, так что о всех тяготах военной жизни знал не понаслышке. С наградами за мужество и смелость он вернулся в Троицк, где женился на моей маме. Они, кстати, дружили со школьной скамьи.
Но вернемся к старинным фотографиям. Кого я хорошо помню, так это бабушку по линии мамы Фатиму Шамсутдинову и дедушку Ахмад Вали. Они прожили долгую и счастливую жизнь. Дедушка дожил до 90 лет! Фотография их молодости у меня тоже сохранилась. На ней они с какими‑то своими родственниками и одной из дочерей. У них долгое время не было детей, а потом народились: три девочки и два сына. Моя мама Разия была третьей в семье. Каждый раз я с трепетом перелистываю альбомы своих предков и словно перемещаюсь во времени. Родных мне людей давно нет, но в моей памяти они останутся навсегда, ведь это частичка моей жизни, история семьи, история родного города.
Среди старинных фотографий привлекает внимание еще одна с изображением большого, дружного семейства. Счастливые, нарядно одетые детки, красивые, улыбчивые молодые девушки, серьезные, степенные мужчины и женщины под стать им самим, с каким‑то добрым уютным взглядом.
— Мне рассказывала бабушка, что это знаменитые братья Яушевы со своими детьми и женами, — делится воспоминаниями Галина Измайлова. — Оказалась фотография в нашем семейном архиве вовсе не случайно. Родной брат бабушки Гайнитулла работал в Троицке управляющим у известных купцов. Он часто ездил за границу, бывал в Китае. Из Италии привозил зеркала и различный товар.
Кроме фотографии сохранился и другой документ, датированный 1917 годом, что‑то вроде рекламы торговой империи Яушевых. Судя по ней, братья имели оптово-розничные магазины в Ташкенте, Челябинске, Кустанае и т. д. В Троицке у них были собственные кожевенный, мыловаренный завод, крупчатная мельница. Имелись собственные хлопковые плантации, хлопкоочистительные заводы в Ташкенте.
Как сложилась судьба Гайнитуллы после революции? Он осел в Ташкенте и долго там жил. Лишь к старости вновь вернулся в родной Троицк, чтобы коротать век со своими родными.
Эту фотографию мы показали троицкому краеведу Рауфу Гизатуллину. И вот что он рассказал: «Точно такая же групповая фотография хранится в экспозиции Костанайского областного историко-краеведческого музея. В музей фото попали вместе с вещами приказчика, которого Яушевы оставили на хозяйстве в Костанайском филиале фирмы, бежав от революции. Но, по моему предположению, на снимке запечатлены сыновья Абдулвали Ахмеджановича Яушева (младшие и малоизвестные братья Муллагали) — Мухаммедгали и Мулламухаммед с семьями».
Конечно, возможно и такое, но как бы то ни было, старинная фотография вековой давности, которую так бережно хранит Галина Измайлова напоминает нам о тех, кто жил в Троицке и оставил свой след в его истории. Недаром говорят, что человек жив, пока жива память о нем.
Марина Клайн