Троицкая поэтесса, член Cоюза писателей России Татьяна Ческидова передала в пожарную охрану стихотворения, посвященные своему деду - известному ветерану противопожарной службы Леониду Михайловичу Кислянскому.
Троичанка поделилась воспоминаниями о героическом родственнике и рассказала, почему важно хранить память о прошлом.
Полковник-фронтовик Леонид Кислянский, прошедший дорогами войны, был настоящим героем, и те огнеборцы, которым посчастливилось поработать под руководством Леонида Михайловича, отмечают, что он свято любил свою работу, был энергичным, принципиальным и требовал от своих подчиненных работать с таким же энтузиазмом и полной самоотдачей. По-другому в то время было нельзя. Так были воспитаны.
Сорок лет своей жизни посвятил Леонид Михайлович Кислянский борьбе с огнем. В одной книге об истории города о нем было написано: «Этого человека с боевой выправкой знал весь город. Фронтовик, награждённый многими наградами, он и в мирной жизни добросовестно нёс службу, начав её рядовым пожарным и закончив начальником самостоятельной военизированной пожарной части. Подполковник внутренней службы Кислянский был удостоен медали «За отвагу на пожаре», в числе немногих получил звание «Лучший работник пожарной охраны МВД СССР».
- Мое поколение выросло по семейным рассказам старших о войне, по патриотическим книгам и фильмам. Мой дедушка Леонид Кислянский 17-летним юнцом (он тогда был учеником электрика паровозного депо) добровольцем ушел на фронт в августе 1942 года. Он добавил себе год, чтобы уйти на фронт, - рассказывает Татьяна Ческидова. - По окончании минометной полковой школы г. Куйбышева он служил командиром отделений Омского запасного стрелкового полка и запасного артиллерийского полка. С июня 1943 дедушка - помощник командира взвода 1605-го аэродромного полка ПВО 1-го Украинского фронта, откуда был направлен в Рязанское зенитно-пулеметное училище. Уже в 1945 получил звание младшего лейтенанта. За добросовестную службу и выполнение боевых заданий он был награжден орденом Великой Отечественной войны 2 степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За отвагу». В наградном листе говорится: «Будучи командиром пулеметного расчета участвовал в отражении 12 налетов авиации противника. Показав при этом умение и храбрость, участвовал в отбитии двух самолетов противника. Является личным примером для всего подразделения».
Мне повезло, моё детство прошло рядом с моим замечательным дедушкой, который вернулся с фронта в г. Троицк живым и прожил достойную жизнь. Но повезло далеко не всем. Почти в каждой семье была большая или маленькая, но страшная история суровых военных лет – это похоронки с фронта, осиротевшие дети и сраженные горем матери и жёны, голод блокады Ленинграда, зверство нацистов в концентрационных лагерях и на оккупированной территории, рассказы фронтовиков о жестоких битвах, потерях и многое-многое другое, что не укладывалось в то время в моей детской голове, но осталось в памяти на всю жизнь. Поэтому величайший подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны для меня свят. И помнить, и писать об этом необходимо. Уже не за горами то время, когда обо всем этом рассказывать молодому поколению придется нам – детям, внукам и правнукам участников войны.
С этим нельзя не согласиться. Когда перечитываешь стихи Татьяны о войне, которые она посвятила своему деду и всем фронтовикам, с трудом сдерживаешься: комок к горлу подкатывает.
В пожарной охране Троицка нет своего музея, но исторические документы бережно хранятся в архиве, а к к знаменательным датам оформляются стенды, баннеры, проводятся встречи с молодыми сотрудниками гарнизона, на которых обязательно вспоминают ветеранов пожарной охраны, не доживших до сегодняшних дней.
О Леониде Михайловиче огнеборцы вспомнят и 30 апреля в День пожарной охраны России, а когда в гарнизоне создадут собственный музей, то один из стендов обязательно посвятят этому героическому человеку, и одна из центральных фотографий будет та, на которой полковник фронтовик верхом на боевом коне возглавляет юбилейный парад, посвященный 150-летию пожарной охраны Троицка. Отмечался юбилей в 2003 году, а снимок этот стал своеобразной визитной карточкой троицких огнеборцев. В нем просматривается история и современность, боевой дух и гордость за наших ветеранов.
Внук Леонида Михайловича Леонид Владимирович продолжил семейные традиции и посвятил свою жизнь спасению людей. Он - сотрудник МЧС, тушит пожары на Ямале. Да и Татьяна в свое время работала инспектором пожарной охраны, но в лихие 90-е пришлось поменять профессию и заняться торговлей.
К большому сожалению, Леонида Михайловича Кислянского не стало 5 мая 2006 года. Ему было 82 года. Самое главное, что память о нем и его подвиге живет не только в сердцах его близких и родных. С глубоким уважением и благодарностью вспоминают о ветеране и нынешние сотрудники пожарной охраны.
Марина Клайн.
Фото из семейного архива Т. Ческидовой
Стихи Татьяны Ческидовой
* * *
Беда внезапно постучит однажды.
Коварен и жесток к героям рок.
Уходят ветераны и не важно,
Что подошёл нелёгкой жизни срок.
Война... Она не просит приглашенья,
Бесстыдно входит в каждую семью.
Познавшие весь ад её вторженья
Навечно в боевом её строю.
А им бы жить и радоваться небу,
Купаться в счастьи, горячо любить
И побывать везде, где ещё не был,
И кучу нужных дел ещё вершить.
Но не щадят года, былые раны,
Пути господни вспять не повернуть.
Уходят наши деды-ветераны,
В седую вечность — в свой последний путь
* * *
Порталами в былое лихолетье
Стоят мемориалы по планете,
И давит тишина виски и плечи,
И не́чем заглушить её, и не́чем…
– Не надо больше, Господи, не надо
Голодных зим блокады Ленинграда.
Не дай же нам Олы́, Хаты́ни, Бо́рок –
Где криками сожжённых – воздух вспорот.
Ты слышишь,
боль пронизывает сердце –
Сквозят смертельным ужасом: Осве́нцим,
Даха́у, Бухенвальд – нечеловечий
Хранят секрет их дьявольские печи.
Ты видишь,
над кровавым полем бранным
Скорбит страна Мамаевым курганом,
И в полный рост (пусть непомерна ноша)
Восстал над смертью мурманский «Алёша»?
Ещё порой фашистская зараза,
Взрывает мир, пуская метастазы,
И скалит, скалит огненные пасти,
Когда мы делим родину на части.
Война – одна на всех, и боль едина.
И в списках горя нет чужого сына,
Отца и деда, мамы и ребёнка.
А мир, он хрупок –
рвётся, там, где тонко.
Стоят мемориалы по планете,
И мы за память правую в ответе,
По тонким струнам жизненным,
по тонким...
Так важно донести её потомкам.