Когда в редакцию газеты «Регион» позвонили встревоженные троичане и сообщили о том, что одно из бывших крупнейших промышленных предприятий города — Троицкий дизельный завод — варварски разбирают, мы и подумать не могли, насколько варварски. Пока не увидели все своими глазами.
На месте некогда добротного здания заводоуправления — образовалась огромная промышленная свалка, состоящая из обломков. На эти руины смотреть без слез невозможно: словно после бомбежки во время Великой Отечественной войны.
Вот так печально заканчивается история флагмана Троицкой промышленности, который когда‑то ценили и гордились тем, что есть такое стабильное сильное предприятие. Уникальные цеха теперь разбираются и продаются. Собственникам так и не удалось в них что‑то организовать. Судя по тому, как складывается ситуация, масштабы бедствия никто не замечает. И похоже к разбору зданий прилагают руку все, кому не лень. Разбор идет бесконтрольно, так как никакой охраны там теперь нет и в помине. А на «Авито» вовсю идет продажа стройматериалов: «Продам кирпич красный, глиняный, советский, хороший…» или «Шлакоблок б / у чистый, качественный, советский, не разваливается даже при очистке».
Да, советское все ценится, ведь тогда все делали на совесть. Говорят, что качественный шлакоблок производили и на дизельном заводе.
В марте 2019 года удалось побывать на территории бывшего дизельного завода и осмотреть то, что еще сохранилось. Сегодня многие сооружения практически демонтированы. Остается неясным вопрос об обелиске, установленном в память о героях гражданской войны, павших в боях за советскую власть в городе. Этот памятник на месте казни борцов за советскую власть уже долгие годы находится в плачевном состоянии. И если к решению вопроса о его сохранности не подключится руководство города, то и этот объект культурного наследия канет в лету после полной ликвидации зданий и цехов бывшего завода.
В одной исторической книге про Троицк писали: «Каким бы видом транспорта ни подъезжали вы к городу, обязательно увидите: на высоком правом берегу реки Уй как гигантские лайнеры высятся светлые корпуса дизельного завода. Год его рождения 1956‑й. И первая продукция была далека от моторостроения: в цехах из привозных деталей собирались дробометные машины для очистки литья…».
И светлые корпуса дизельного завода, и заводоуправление, и бывшее здание профтехучилища, которое располагалось напротив и разобрано подчистую, теперь можно увидеть только на фотографиях. Ломать не строить. Грустный финал.
Марина Клайн. Фото автора