На фоне приземистого частного сектора и однообразных пятиэтажек района железнодорожного вокзала дом культуры имени Луначарского выглядит настоящим исполином.
Мощные колонны, серп и молот на фронтоне крыши с первого взгляда выдают типичного представителя советского классицизма. А за внешней строгостью фасада скрываются настоящие архитектурные сокровища советской культуры.
История дома культуры железнодорожников началась еще в 20-е годы. Тогда в небольшом деревянном домике был открыт молодежный дом, а в 30-е годы он стал «Клубом синеблузников». Такое название пошло от синей формы железнодорожников. В 1946 году здание немного перестроили и оно получило новое название — Клуб железнодорожников им. Луначарского. Он располагался на месте сквера в районе Технической библиотеки, напротив моста через железную дорогу. А в 1959 году был построен новый основательный дом культуры железнодорожников им Луначарского.
В здании расположились большой концертный зал с кинооборудованием, библиотека, помещения для творческих коллективов. А справа от дома культуры построили стадион.
В этот период считалось, что шик и сложность в архитектуре чужды советскому человеку и принято было довольствоваться малым. Вычурность, свойственная сталинскому ампиру, ушла в прошлое, старались строить просто и лаконично. Однако дом культуры имени Луначарского в Троицке отделан с заметным шиком. Возможно, до уральской провинции долго доходили новые веяния из столицы, но это здание точно не выглядит простым. В том, что это настоящий храм культуры, величественный и помпезный, не остается сомнений, стоит только переступить порог. Например, сердце здания, концертный зал, сберег большинство своих прелестей: уходящие под потолок пилястры, золоченую лепнину, резные двери.
С чего начинается любое представление? Конечно, с таинственного затухания света в зале. К сожалению, здесь сохранилось только боковое освещение, а главной люстры уже нет. Однако, судя по ее медальону, она была главным украшением помещения.
Времена менялись, но зрители разных возрастов и из разных эпох собирались в этом зале. И каким бы ни был повод, их внимание было приковано к сцене, которую венчает элемент лепнины с древнегреческими и социалистическими чертами.
На этой сцене через волнения и сомнения рождались таланты разных поколений. Маленькие троичане делали свои первые шаги в творчестве, взрослые получали награды за профессиональные заслуги. Здесь разворачивались художественные постановки и концерты и многие запоминали прошедший праздник именно по увиденному в ДК Луначарского.
Только избранным были доступны помещения за сценой. Изнанка всех представлений, где кипела работа каждый день, состоит из нескольких мастерских, костюмерной и помещений для хранения реквизита. Многое уже не используется, но масштаб, с которым всё устроено, поражает. Помещения соединяются несколькими проходами и случайному посетителю вряд ли получится выбраться к сцене с первого раза.
Не менее продуманным и фундаментальным предстает и фойе перед концертным залом. Оно имеет высокий потолок, объединяя высоту двух этажей здания. По востребованности фойе не уступало актовому залу: многие мероприятия проходили именно здесь.
Помещению добавляют загадочности необычные светильники на стенах.
По бокам от основного пространства устроены двери с витражным остеклением.
Фойе опоясывает балюстрада лестницы, которая заслуживает особого внимания. Сейчас некоторые пролеты заложены и образуют стены кабинетов, но окинуть сверху взглядом первый этаж всё же можно.
Пространство второго этажа не менее нарядно. Те же элементы лепнины на стенах и потолке, пустующие розетки люстр.
Сейчас в большинстве кабинетов дома культуры уже пусто. Вещи постепенно вывозят, но даже то, что осталось, дает ощущение некогда бурлящей творческой жизни.
Таким дом культуры имени Луначарского стоит на пороге реконструкции— 60-летним гостем из ушедшей эпохи, притихшим в ожидании. Все его трещинки, выщерблены и потертости на счету у сотрудников и дороги их сердцам. Клуб синеблузников превратился в дом культуры железнодорожников, обрел имя. Долгие годы ему удавалось идти в ногу со временем, хотя менялись и культурные взгляды людей, и технические возможности, и политический строй. Пришло временя начать новую главу в истории этого здания.
Текст и фото: Екатерина Попова