Финансы во главу угла
На очередном расширенном аппаратном совещании при главе Троицкого муниципального района Л. В. Шаталовой первым пунктом повестки дня стоял вопрос: «О формировании бюджета района на 2011 год» и это совсем не случайно. Идет к завершению 2010 финансовый год, а для того, чтобы 2011 год начался без чрезвычайных ситуаций, чтобы деятельность всех бюджетных учреждений и организаций была устойчивой, а работники без проблем получали заработную плату, чтобы социальная обстановка оставалась стабильной, необходимо вовремя и грамотно сформировать бюджет района.
Тем более что, как подчеркнула в своем докладе заместитель главы администрации Троицкого муниципального района по финансовым вопросам начальник финансового управления Е. В. Дворянкова, есть некоторые нововведения при формировании как доходов, так и расходов районного бюджета. Во-первых, в целях сохранения бюджетной устойчивости, доходы районного бюджета на 2011 год рассчитаны на основе умеренного варианта прогноза социально-экономического развития, который предусматривает прирост основных бюджетообразующих показателей: объема отгруженной продукции промышленного производства к уровню 2010 г. на 9 %,; оборота розничной торговли на 1,5 %; объема платных услуг на 10,2 %, прироста субъектов малого и среднего бизнеса на 12 %; оборот малых предприятий увеличится на 3,5 %, инвестиции в основной капитал 0,5 %; фонд оплаты труда увеличится на 1,5 %, а денежные доходы населения вырастут в среднем на 10 %.
На объем доходов бюджета в 2011 г. окажут влияние изменения федерального налогового и бюджетного законодательства. Во — первых, единый налог на вмененный доход в 2011 г. будет зачисляться в бюджет района не 90 %, как это было, а в объеме 100 %.
Во- вторых, единый сельскохозяйственный налог — в 2011 году будет зачисляться в бюджет района 65 % и в бюджеты сельских поселений — 35 %. В третьих, налог на имущество физических лиц, в связи с изменениями сроков уплаты, за 2011 год поступит в бюджеты поселений только в 2012 году. А в бюджет 2011 г. может поступить только задолженность прошлых лет.
При формировании расходной части бюджета предусматривается финансовое обеспечение всех расходных обязательств, установленных нормативными актами района. Сохраняется социальная направленность бюджета. В полном объеме предусматриваются расходы на реализацию установленных мер социальной поддержки жителей района. В полном объеме будут запланированы расходы на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и оплату за потребленные ТЭР с учетом прогнозных индексов роста тарифов.
С 1 января в соответствии с 83‑м Федеральным Законом все государственные и муниципальные учреждения будут отнесены к одному из трех типов: бюджетные, казенные или автономные. Для каждого типа учреждений будет действовать свой правовой режим и механизм финансирования. Поэтому уже сейчас необходимо определить перечень учреждений, которые будут работать в статусе «казенных», то есть в будущем сохранят финансирование на основе бюджетной сметы.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента России и Федеральной программой повышения эффективности бюджетных расходов предусматривается, как особо подчеркнула в своем докладе Е. В. Дворянкова, расширение программно-целевых принципов деятельности органов власти. Почему этому уделяется особое внимание? Да потому, что действительно за помощью и поддержкой можно обращаться лишь тогда, когда что‑то хочешь сделать и уже вложил часть своих средств по возможности. Тогда и можно рассчитывать на поддержку. А если ничего не запланировано и не делается, то кто же даст денег, кто поддержит и что поддерживать? Вот почему с 2012 г. планируется переход на программную структуру расходов бюджета. Это значит, что весь бюджет будет расписан по долгосрочным программам. А в настоящее время, подчеркнула Елена Валерьевна, в районе приняты и действуют 21 муниципальная целевая программа и только 48 % бюджетных расходов расписано по программам, тогда как на областном уровне этот показатель составляет 70 %. Поэтому при формировании бюджета на 2011 год необходимо обеспечить максимальный охват расходов ведомственными и целевыми программами.
В системе межбюджетных отношений областного и местных бюджетов в 2011 году не предусматривается существенных изменений. Реализуемая в текущем году политика, направленная на повышение финансовой обеспеченности местных бюджетов продолжается. В тоже время следует отметить, что планируется изменение в Закон «О межбюджетных отношениях в Челябинской области». И проект Закона предусматривает два основных нововведения.
Первое. Установлен срок принятия муниципальным образованием решения об отказе от получения в очередном финансовом году межбюджетных трансфертов из областного бюджета (за исключением субвенций).
Второе. Изменена методика расчета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счет областного бюджета. Это вызвано тем, что при ныне существующей методике распределения дотаций, высокообеспеченные поселения являются получателями дотаций и перетягивают на себя значительную часть финансовой помощи. А органы местного самоуправления муниципальных районов вынуждены оказывать поддержку малообеспеченным поселениям за счет отвлечения средств из бюджета района, предусмотренных на первоочередные и социально значимые расходы. Поэтому для повышения эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности сельских поселений в качестве критерия выравнивания предлагается использовать не максимально возможный, а среднеобластной уровень бюджетной обеспеченности, скорректированный на объем субвенций муниципальным районом на эти цели. Это позволит уменьшить объем поддержки территорий, имеющих высокую бюджетную обеспеченность и способных самостоятельно финансировать первоочередные расходы. Отсюда возрастет помощь для малообеспеченных, не обладающих достаточным потенциалом для выплаты заработной платы бюджетникам и оплаты топливно-энергетических ресурсов.
Таким образом, будет достигнута более высокая степень выравнивания бюджетной обеспеченности поселений.
Пресс-служба администрации Троицкого муниципального района
На снимке: докладывает Е. В. Дворянкова
На очередном расширенном аппаратном совещании при главе Троицкого муниципального района Л. В. Шаталовой первым пунктом повестки дня стоял вопрос: «О формировании бюджета района на 2011 год» и это совсем не случайно. Идет к завершению 2010 финансовый год, а для того, чтобы 2011 год начался без чрезвычайных ситуаций, чтобы деятельность всех бюджетных учреждений и организаций была устойчивой, а работники без проблем получали заработную плату, чтобы социальная обстановка оставалась стабильной, необходимо вовремя и грамотно сформировать бюджет района.Тем более что, как подчеркнула в своем докладе заместитель главы администрации Троицкого муниципального района по финансовым вопросам начальник финансового управления Е. В. Дворянкова, есть некоторые нововведения при формировании как доходов, так и расходов районного бюджета. Во-первых, в целях сохранения бюджетной устойчивости, доходы районного бюджета на 2011 год рассчитаны на основе умеренного варианта прогноза социально-экономического развития, который предусматривает прирост основных бюджетообразующих показателей: объема отгруженной продукции промышленного производства к уровню 2010 г. на 9 %,; оборота розничной торговли на 1,5 %; объема платных услуг на 10,2 %, прироста субъектов малого и среднего бизнеса на 12 %; оборот малых предприятий увеличится на 3,5 %, инвестиции в основной капитал 0,5 %; фонд оплаты труда увеличится на 1,5 %, а денежные доходы населения вырастут в среднем на 10 %.
На объем доходов бюджета в 2011 г. окажут влияние изменения федерального налогового и бюджетного законодательства. Во — первых, единый налог на вмененный доход в 2011 г. будет зачисляться в бюджет района не 90 %, как это было, а в объеме 100 %.
Во- вторых, единый сельскохозяйственный налог — в 2011 году будет зачисляться в бюджет района 65 % и в бюджеты сельских поселений — 35 %. В третьих, налог на имущество физических лиц, в связи с изменениями сроков уплаты, за 2011 год поступит в бюджеты поселений только в 2012 году. А в бюджет 2011 г. может поступить только задолженность прошлых лет.
При формировании расходной части бюджета предусматривается финансовое обеспечение всех расходных обязательств, установленных нормативными актами района. Сохраняется социальная направленность бюджета. В полном объеме предусматриваются расходы на реализацию установленных мер социальной поддержки жителей района. В полном объеме будут запланированы расходы на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и оплату за потребленные ТЭР с учетом прогнозных индексов роста тарифов.
С 1 января в соответствии с 83‑м Федеральным Законом все государственные и муниципальные учреждения будут отнесены к одному из трех типов: бюджетные, казенные или автономные. Для каждого типа учреждений будет действовать свой правовой режим и механизм финансирования. Поэтому уже сейчас необходимо определить перечень учреждений, которые будут работать в статусе «казенных», то есть в будущем сохранят финансирование на основе бюджетной сметы.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента России и Федеральной программой повышения эффективности бюджетных расходов предусматривается, как особо подчеркнула в своем докладе Е. В. Дворянкова, расширение программно-целевых принципов деятельности органов власти. Почему этому уделяется особое внимание? Да потому, что действительно за помощью и поддержкой можно обращаться лишь тогда, когда что‑то хочешь сделать и уже вложил часть своих средств по возможности. Тогда и можно рассчитывать на поддержку. А если ничего не запланировано и не делается, то кто же даст денег, кто поддержит и что поддерживать? Вот почему с 2012 г. планируется переход на программную структуру расходов бюджета. Это значит, что весь бюджет будет расписан по долгосрочным программам. А в настоящее время, подчеркнула Елена Валерьевна, в районе приняты и действуют 21 муниципальная целевая программа и только 48 % бюджетных расходов расписано по программам, тогда как на областном уровне этот показатель составляет 70 %. Поэтому при формировании бюджета на 2011 год необходимо обеспечить максимальный охват расходов ведомственными и целевыми программами.
В системе межбюджетных отношений областного и местных бюджетов в 2011 году не предусматривается существенных изменений. Реализуемая в текущем году политика, направленная на повышение финансовой обеспеченности местных бюджетов продолжается. В тоже время следует отметить, что планируется изменение в Закон «О межбюджетных отношениях в Челябинской области». И проект Закона предусматривает два основных нововведения.
Первое. Установлен срок принятия муниципальным образованием решения об отказе от получения в очередном финансовом году межбюджетных трансфертов из областного бюджета (за исключением субвенций).
Второе. Изменена методика расчета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счет областного бюджета. Это вызвано тем, что при ныне существующей методике распределения дотаций, высокообеспеченные поселения являются получателями дотаций и перетягивают на себя значительную часть финансовой помощи. А органы местного самоуправления муниципальных районов вынуждены оказывать поддержку малообеспеченным поселениям за счет отвлечения средств из бюджета района, предусмотренных на первоочередные и социально значимые расходы. Поэтому для повышения эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности сельских поселений в качестве критерия выравнивания предлагается использовать не максимально возможный, а среднеобластной уровень бюджетной обеспеченности, скорректированный на объем субвенций муниципальным районом на эти цели. Это позволит уменьшить объем поддержки территорий, имеющих высокую бюджетную обеспеченность и способных самостоятельно финансировать первоочередные расходы. Отсюда возрастет помощь для малообеспеченных, не обладающих достаточным потенциалом для выплаты заработной платы бюджетникам и оплаты топливно-энергетических ресурсов.
Таким образом, будет достигнута более высокая степень выравнивания бюджетной обеспеченности поселений.
Пресс-служба администрации Троицкого муниципального района
На снимке: докладывает Е. В. Дворянкова