Как и все мальчишки, в детстве троичанин Алексей Дерябин с удовольствием играл в солдатики, но никогда не думал, что, повзрослев, снова возьмет в руки маленькие фигурки воинов, машинки, самолетики. А все для того, чтобы сделать масштабный, длиной почти три с половиной метра, макет боевых действий времен Великой Отечественной войны.
— Желание создать историческую диораму возникло тогда, когда я оформлял стенды и панорамы о Великой Отечественной войны для музея Троицкого филиала Челгу, — рассказывает Алексей Дерябин. — Посоветовавшись с директором музея Владимиром Федоровичем Пановым, решил не привязывать сюжет к какому‑то конкретному сражению, но, соблюдая историческую точность, показать наглядно технику и вооружение Советской Армии и вермахта. Дело осталось за малым — воплотить задуманное! Работа над макетом заняла больше года и оказалось очень трудоемкой, но увлекательной.
По задумке автора, по одну сторону реки расположены вражеские укрепления: различного рода блиндажи, доты, траншеи, в скале имеется и подземный гараж, удачно вписывающийся в сюжет. По другую, за деревянным мостом — позиции заняли наши.
Каждая деталь продумана до мелочей и все получилось довольно реалистично: видны даже следы гусениц танка. В процессе работы не раз приходилось Алексею проявлять фантазию и прибегать к хитростям. Например, создавая воду, он использовал эпоксидную смолу, для ландшафта подбирал и перемешивал песок, щебень, камушки, слоями наращивал холмы, деревья делал из опилок.
Много сил и времени пришлось потратить на создание фигурок бойцов из специальных наборов: размер солдатиков не больше пяти сантиметров. Каждая фигурка собиралась и раскрашивалась вручную очень тоненькой кисточкой для миниатюр. Все пятьдесят фигурок: пулеметчики, танкисты, минометчики, снайпера, разведчики — в подлинной военной форме. Цвет униформы наших солдат — защитный, у противника — темно-серый. Только после кропотливого процесса склейки и росписи они получаются, как живые.
Рассматриваешь застывшую в реальном моменте миниатюру и поражаешься большому количеству различных элементов, с точностью установленных там, где они должны быть. Работа настолько тонкая, что сделай создатель несколько неверных движений — и диорама была бы безнадежно испорчена.
— Тяжелее всего мне давалась военная техника, — делится впечатлениями Алексей. — В идеале в диораме должно быть все прекрасно. И танки, и самолеты, и фигуры, и природа. Так вот, оказалось, что довольно сложно создавать «настоящие» танки и автомобили: все‑таки зачистить и собрать большое количество мелких деталей, вплоть до гаек, требует достаточно серьезных усилий. Но думаю, для первого раза у меня получилось очень даже неплохо, ведь все сделано на совесть.
Первый, кто увидел и оценил творение Алексея, был его сын-второклассник Дима. Ему уж точно понравилось все. Часами он сидел у отца в мастерской и играл в солдатики. Когда же законченную работу передали в музей ЧелГУ, он даже немного загрустил. Но поскольку Алексей — человек творческий и в его голове постоянно роятся какие‑то идеи, он быстро успокоил сына, пообещав, что в скором времени приступит к созданию новой диорамы, посвященной Пугачевскому бунту.
Марина Клайн