«Стало невозможно ходить по улице Гагарина, особенно мимо супермаркета «Дикси». Дело в том, что попрошайки хватают прохожих за одежду, насильно останавливают, требуя денег. Люди отбиваются, кто как может! Если удалось вырваться — обсыпают матом и проклятиями. Вчера моей дочке порвали рукав на куртке. Хочу спросить: в нашем городе будет когда‑нибудь порядок? Татьяна».
— В данном случае формально усматривается состав преступления, предусмотренного статьей 167 УК РФ «Умышленные уничтожение или повреждение имущества». То есть при наличии причинения значительного ущерба, — комментирует заместитель начальника отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Межмуниципального отдела МВД России «Троицкий» по Челябинской области Вадим Шигабутдинов.
— Поэтому хочется спросить и саму Татьяну, почему в таком случае не позвонили в дежурную часть полиции? Если ущерб причинен гражданину не в крупном размере, то усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.17. «Уничтожение или повреждение чужого имущества». К тому же, если данные деяния были совершены из хулиганских побуждений и нарушают общественный порядок, то усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство».
Также хочу отметить, что УК РФ предусматривается уголовное наказание по ст. 151 УК РФ за вовлечение несовершеннолетних в попрошайничество, бродяжничество и иную противоправную деятельность обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
При установлении вины правонарушителя в обязательном порядке он привлекается либо к уголовной, либо к административной ответственности. И при обращении с заявлением в полицию о совершении правонарушения в отношении граждан принимаются все меры по рассмотрению данных заявлений. О принятом решении граждан уведомляют в течение 10 дней.
Вадим Равильевич подробно перечислил меры воздействия против правонарушителей, но, согласитесь, всегда ли граждане хотят тратить время на заявления, подтверждения свидетелей и т. д.? Легче всего обвинить полицию в бездействии.
Обстановка усугубляется тем, что в российском законодательстве нет прямых статей, направленных на борьбу с попрошайничеством. Действует ответственность за приставание, и по этой статье решение принимается мировым судьей, а наказание может быть в сумме штрафа до 800 рублей.
Но ситуация с попрошайничеством, действительно, обретает уже болезненные формы. На улице Гагарина, начиная с проспекта Неплюева и по всей ее протяженности, редко можно пройти без того, чтобы не встретить попрошаек, рядом с которыми детишки, которые тоже просят деньги.
Нередко «дежурят» в дверных проемах продуктовых магазинов и местные нищие: то пожилые, то молодые, а то и несовершеннолетние. Время от времени появляются люди с табличками о якобы тяжело больном ребенке, маме, пожаре и т. п.
А пока в СМИ то и дело появляется информация об инициировании внесения изменений в действующее законодательство, особенно от правоохранительных органов в мегаполисах. Но пока «суд да дело», попрошайничество остается и, судя по всему, с осложнением социально-экономической ситуации в стране будет процветать.
Дарья Горенко