Народная тропа к роднику в Кирсараях не зарастает, но окрест ее столько хлама, мусора, что невольно думаешь: понимают ли люди, что творят?
Жуткое зрелище начинается сразу с первого оврага, что около дорожного полотна — чтобы очистить это место, потребуется не один рейс КамАЗа. И дальше, что ни ямка или овражек — везде следы варваров, бездушно засоряющих природу, да не абы где, а у родника, что сродни святотатству.
Кирпичная арка, каменные ступени, с любовью выложенные много лет назад энтузиастами-экологами, постоянные субботники, как вахта у природного источника, позволяли когда‑то поддерживать порядок в этом животворном городском уголке природы. Молодежные, партийные акции, отряды главы города — сколько было инициатив, о которых остались одни воспоминания.
Сегодня родник охраняет (подумать только!) подросток, который приходит сюда в любую свободную минуту, чтобы углубить место под трубой с ключевой водой, почистить ручей от наноса песка, собрать выброшенные пластиковые емкости, пустые баллончики с автомобильной краской (и как они сюда попадают?) и другие бытовые отходы.
С ним я познакомилась совершенно случайно, приехав по сообщению жителей Кирсараев, что у родника растет стихийная свалка, которую усердно и беззастенчиво пополняют, по одним свидетельствам, сами жители поселка, по другим — проезжающие мимо автомобилисты.
За полчаса прогулки у родника успела насчитать до десятка подъезжавших мужчин, которые с «сосками» спускались в овраг к роднику, набирали воду.
Интересуюсь:
— А вы ее кипятите? Столько мусора вокруг, да и талые воды сюда прямиком?
— Зачем? — отвечают, — вода чистейшая, всегда сырую ее пьем…
Да уж, а взять с собой лопату, сделать углубление, чтобы не мочить тару в заиленной песком мутной воде — для себя же им и в голову не приходит?
Неожиданно для себя вижу, как мальчишка с лопатой спускается в овраг и по‑хозяйски чистит ручей от песка. Это Сергей Жучков, местный житель, учится в седьмом классе Клястицкой школы.
Он и табличку прибил к дереву, на которой черным фломастером написал: «Соблюдайте чистоту на роднике». Слово «чистоту» обвел рамкой. Но на этот призыв ребенка кто‑то цинично набросал мусор.
Привычно обойдя территорию родника, Сергей подобрал несколько использованных кем‑то баллончиков.
— Уже целая куча накопилась, у мамы попрошу денег на мусорные мешки, чтобы убрать отсюда мусор, — поясняет мне Сергей. Даю ему две сотни рублей:
— Это тебе помощь от благодарного народа, — говорю с иронией, тронутая до глубины души увиденным. Как был похож подросток на того гайдаровского персонажа, который дал клятву и не представлял, что может ее нарушить. Или на героя песни «О маленьком трубаче»: «Кругом война, а этот маленький…».
Наверное, не все так плохо в нашей жизни, если есть такие мальчишки, которые искренне верят в то, что человек должен беречь природу, дарящую живительную чистейшую влагу для его здоровья.
Но почему только одно дитя пытается бороться с этой лавиной бездушия? Почему никак не участвуют в поддержании порядка все те, кто приходит изо дня в день к роднику? Какие призывы к совести нужны, чтобы пробудить ее у людей, поднимающих руку на святое — на природу? Как назвать людей, которые пьют из ее «ладоней» и плюют в них?
Дарья Горенко