Казалось, мифическая ситуация нашла реальное воплощение в жизни: автомобилистка отсудила свыше 600 тысяч рублей на ремонт утопшего в выбоине Mercedes-Benz.
Дело было в июне этого года. Автомобилистка возвращалась в Челябинск из поселка Старокамышинск в Копейске. Ночь, неосвещенная дорога, дождь и отвратительная видимость. Девушка ехала медленно и осторожно, но это ее не спасло: преодолевая очередную лужу, Mercedes-Benz провалился в скрывающуюся под водой яму. Иномарка завалилась вперед, ударилась об асфальт и встала колом — в салон начала заливаться дождевая вода, затопило и моторный отсек.
Вытолкнуть «немца» из лужи на обочину девушке помог прохожий — как выяснилось, ранее в этот же день он уже доставал оттуда же ВАЗ. Занятный факт — у парня даже был с собой гидрокостюм. Помощь попавшей в беду автомобилистке оказал и экипаж вневедомственной охраны, проезжавший мимо. В ожидании сотрудников ГИБДД девушка позвонила родным, сфотографировала место происшествия и вычерпала из салона иномарки немало воды. После оформления ДТП автомобиль место происшествия покинул на эвакуаторе — завести «захлебнувшийся» Mercedes-Benz так и не удалось. И это, как позже показала экспертиза, не удивительно — двигатель автомобиля был поврежден в результате гидроудара.
«Произошел разрыв шатуна, частью которого был поврежден блок цилиндра двигателя, в котором образовалось отверстие, — пояснил эксперт. — Автомобиль двигался по воде, при попадании в яму через сопла воду затянуло вместе с воздухом через воздухозаборник в двигатель».
При этом эксперт также уточнил, что во время осмотра вода была во внутренних полостях автомобиля. А также добавил — восстанавливать машину нецелесообразно. Сумма материального ущерба составила 561 021 руб. (средняя стоимость автомобиля Mercedes-Benz за вычетом годных остатков автомобиля). Прибавились к ней также расходы на эвакуатор, экспертизу и госпошлину. Итоговая сумма в итоге даже превысила 600 тысяч. Но кто же будет за все это платить?
«Дороги, в принципе, не бывают ничейные — они либо федеральные, либо региональные, либо находятся в собственности местного самоуправления — администрации, на территории которой находится дорога. В данном случае, это администрация Копейского городского округа, — объяснил адвокат Александр Щербинин. — Кроме того, для всех неровностей дорожного полотна есть нормативы, которые предусмотрены различными ГОСТами. В частности, для дорожных неровностей есть ГОСТ, который предусматривает 5х15х60 см, где первая цифра — это максимальная глубина неровности, вторая — ширина, третья — длина. Здесь же яма была гораздо больше — 14 см в глубину, метр в ширину и столько же — в длину. Уже после того, как ДТП было оформлено, девушка обратилась в ГИБДД, чтобы зафиксировать несоответствие качества дорожного полотна ГОСТам. В итоге был составлен акт недостатков дорожного полотна. Администрация Копейского городского округа, в чьем ведомстве находится данная дорога, была привлечена к ответственности».
Выяснилось, что дорога, на которой расположилась «убившая» Mercedes-Benz яма, находится в ведомстве муниципального учреждения «Городская служба заказчика». Именно они отвечают за ремонт улично-дорожной сети на данном участке. А учредитель «Городской службы заказчика» — администрация Копейского городского округа. Именно к ним и был предъявлен иск о возмещении материального ущерба в результате ДТП. В итоге, ознакомившись со всеми материалами, доводами и показаниями, суд вынес решение — 600 с лишним тысяч рублей угодившей в яму автомобилистке выплатит муниципальное учреждение «Городская служба заказчика». Если же средств у них на возмещение ущерба не хватит, деньги будут взысканы непосредственно с администрации Копейского городского округа.
В общем и целом история закончилась вполне позитивно: девушка получит деньги за «хлебнувший» автомобиль, и при этом не так много времени у нее ушло на судебные разбирательства и прочее. Однако отметим, что в этом есть ее прямая заслуга — автомобилистка подошла к вопросу серьезно и уже в первые минуты после ДТП предприняла несколько верных действий.
Итак, что же нужно делать при попадании в дорожную яму?
- Первичные действия — как и при любом ДТП: остановить автомобиль, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки.
- Оформить попадание в яму как ДТП — вызвать сотрудников ГИБДД.
- Зафиксировать обстановку вокруг: сфотографировать машину, дорогу, повреждения, яму, отметить отсутствие предупреждающих дорожных знаков.
- Собрать контактные данные очевидцев происшествия.
- Обратиться к ГИБДД с требованием официально зафиксировать несоответствие качества дорожного полотна и привлечь за это к ответственности дорожников или администрацию.
- Обратиться в сервис, чтобы узнать примерные масштабы причиненного ущерба и принять решение, целесообразно ли добиваться возмещения.
- Если повреждения серьезные, а ремонт — дорогостоящий, имеет смысл сделать экспертизу.
- Подготовить исковое заявление о возмещении материального ущерба, приложив к нему все собранные документы: справку о ДТП, фото и видео с места аварии, результаты экспертизы и прочее.
Добавим, что есть в данной ситуации и некоторые подводные камни. Например, если будет установлено, что причиной попадания в яму и получения повреждений автомобилем стали действия водителя, компенсации будет добиться значительно сложнее.
«Чаще всего водителю могут вменить превышение скорости или неправильный ее выбор — не соответствующий состоянию дорожного полотна, — поясняет Александр Щербинин. — В данном случае вина может лечь полностью на водителя — сам гнал по разбитой дороге. А если бы ехал медленнее, имел бы возможность объехать ее и не получить в итоге повреждений».
Autochel.ru