Как южноуральцам распознать кибермошенника и как обезопасить родных от потери денег?
Эксперты отмечают рост числа преступлений с использованием банковских карт. Во втором квартале 2021 года кибермошенники украли у россиян свыше трех миллиардов рублей. О том, что нужно знать, чтобы не стать жертвой мошенников, сегодня шла речь на онлайн-пресс-конференции в пресс-центре «Гранада Пресс».
— Наиболее распространены сейчас схемы, когда человеку звонят якобы из кредитной организации или правоохранительных органов, — говорит начальник отдела платежных систем и расчетов челябинского отделения Банка России Людмила Панина. — Схемы могут меняться, но цель их всегда одна: узнать полную информацию о банковской карте, включая секретные данные (пин-код, CVC-код, пароли из SMS) и похитить деньги.
Как напоминает Людмила Панина, сотрудники банков при звонке никогда не спрашивают ни персональные сведения, ни номер банковской карты, ни секретные данные. Однако если вы сами звоните в банк, у вас могут запросить последние четыре цифры номера карты, а также секретное слово.
— Часто злоумышленники оперируют персональными данными клиентов банков, полученными незаконным путем, — отмечает начальник отделения уголовного розыска ГУ МВД России по Челябинской области Алексей Петров. — Тем самым они входят в доверие к гражданам и вынуждают их совершать действия под свою диктовку. Сотрудники правоохранительных органов никогда не будут принуждать граждан к каким-либо действиям с их счетами.
— Первая задача мошенника — сформировать доверие, — подтверждает директор Уральского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, доктор психологических наук Диана Циринг. — Насторожиться следует, если вас торопят в принятии решения, уверяя, что ваши деньги или ваши близкие находятся в опасности. Также не стоит верить словам о каком-то фантастическом, чудесном шансе, который вам выпал.
Недавно 59-летний житель Озёрска потерял шесть миллионов рублей на мошеннической платформе по торговле акциями.
Если вы поняли, что вам звонят мошенники, следует прекратить разговор. Не будет лишним сообщить своему банку о факте звонка и назвать номер, с которого вам звонили. Если вы все-таки перечислили деньги мошенникам, как можно скорее обратитесь в свой банк, чтобы заблокировать перевод.
Как отмечает Алексей Иванов, несмотря на рост числа зарегистрированных преступлений, Челябинская область входит в пятерку лучших регионов России по раскрываемости преступлений такого вида.
Немалая часть жертв кибермошенников — люди старшего возраста. Газета «Губерния» спросила, какие советы можно дать пенсионерам, чтобы они не стали жертвами мошенников.
— Нужно рассказывать, объяснять пожилым родственникам о том, как их могут обмануть, — говорит Диана Циринг. — Обязательно указывать на то, что они не должны совершать каких-то стремительных действий с деньгами.
— Сейчас рассматривается предложение предоставить возможность отдельным категориям граждан отказываться от онлайн-услуг, — добавляет Людмила Панина. — А пока пенсионерам перед любыми действиями с банковскими картами лучше советоваться с родственниками.
Но помнить о финансовой безопасности следует всем. По словам Людмилы Паниной, в последнее время жертвами мошенников становится все больше граждан 25–45 лет, которые были уверены, что мошенникам их не обмануть.
В августе на портале «Госуслуги» в разделе «Жизненные ситуации» появился сервис «Правопорядок: финансовое мошенничество», где можно узнать о правилах финансовой безопасности и ознакомиться с советами о том, как противостоять телефонным и кибермошенникам.
Запись пресс-конференции доступна на YouTube-канале «Гранада Пресс».