В 2013 году поселок Амур может отметить свое 200-летие.
Ровно столько лет назад с обоюдного согласия городских властей и руководства 3-го отдела Оренбургского казачьего войска стали нарезать селитебные наделы под строительство жилья. Выделяли землю в первую очередь вернувшимся «с поля брани» храбрым казакам-башкирам, отличившимся как меткие лучники. Не случайно за меткость попадания их стрел французы прозвали их «северными амурами».
В честь первопоселенцев этого предместья - «амуров», которые решили осесть в Троицке на постоянное местожительство, и было оно названо - Амур. Со строительством в этом предместье мусульманской мечети здесь стали селиться татары: ремесленники, владельцы заезжих дворов и постоялых мест для торговых гостей (купцов) из среднеазиатских ханств и эмиратов. Неспроста улица Цвиллинга с момента ее возникновения имела другое название — Татарский 2-й переулок. Вообще у этого поселка, как и всего города, богатейшая история. Чего стоит только медресе «Расулия» всемирно известного ишана Зайнуллы Расулева, от которого сегодня не осталось и следа. Но разговор не об этом.
Жители «высокогорной» части Амура все чаще жалуются на состояние дорог, которые находятся в непроезжем состоянии. Прошедшие дожди оставили глубокие овраги с большим уклоном к середине. Таксисты, зная об этой беде, отказываются ездить в этих местах. Проблематичен выезд «Скорой помощи», пожарных. Особенно трудно проживающим здесь с привозом угля и дров на зиму. Это летом, а как быть людям зимой, например, в гололед? Уклон дорог в здешних местах достигает 50 градусов, без преувеличения, остается один способ передвижения — альпинизм. Не потому ли в народе закрепилось другое название улицы им. Еремеева — Еремеева гора? Практически, так можно назвать любую улицу Амура, расположенную перпендикулярно асфальтированным трассам по улицам им. Чапаева, им. Крахмалева. Ливневки на этих трассах - «поперек горы» - не спасают ситуацию перпендикулярных к ним улиц. Как правило, ливневки забиваются илом, и реки дождевых потоков или паводковых вод постоянно размывают грунтовое покрытие на амурских «перпендикулярах».
Было время, когда городские службы пыталась помочь жителям этого района, но принимаемые меры только усугубляли положение. После дождей наносной грунт с улицы им. Крахмалева вывозили на улицу им. Цвиллинга, завышая уровень дороги. Потери становились двойными: очередные дожди затопляли амурские дворы, а проезжие асфальтированные дороги вновь покрывались наносными песком и землей.
Нынешние дожди обострили проблему до предела. На недавнюю просьбу жителей принять меры на улице им. Цвиллинга, в Управлении ЖКХ, благоустройства, транспорта и экологии пообещали прогрейдировать дорогу, но позже сообщили, что на эти работы в этом году не предусмотрено финансирование и посоветовали обратиться к депутату с наказом. А 1 августа начался проливной дождь, доставляя амурским горемыкам немало хлопот и раздражения.
Да и решишь ли проблемы одним только грейдированием? Сколько землю тут не ровняй, она все равно будет вымываться под давлением больших потоков, проходящих на большой скорости с уклона горы.
За 200 лет существования поселения вдоль «горы» не было проведено целенаправленной работы по обустройству ливневой канализации. «Поперек» горы она существует, но проблемы не решает. Аналогичная ситуация и в соседних поселках: Слободке, Кирсараях, одинаково зависящих от капризов небесной канцелярии. В итоге жители верхних домов карабкаются, а нижних - затапливаются.
Город справился с подтоплением грунтовыми водами на Гончарке. В свое время с помощью областного финансирования был построен обводной канал. Сегодня очевидно то, что необходима программа по ливневому благоустройству «ближнего» края и помощь в проблемах людям, ставшим заложниками уж очень неровного ландшафта Троицка.
В этих местах ДТП — не редкость. Например, обрыв асфальта на улице им. Еремеева поймал в свою ловушку немало автоводителей. Некоторых приходилось вызволять даже с помощью спецтехники. Однако яма зияет и по сей день в ожидании новых «приключений» и днем, и ночью.
Депутат округа Лариса Дмитриевна Катричева комментирует:
- Жители этих улиц не обращались ко мне с этой бедой, но проблема, действительно, есть. Силами одного депутата ее не решить. Время от времени я обращаюсь в управление ЖКХ, БТиС, чтобы организовать грейдирование размытых дорог. Но это не всегда удается, там отвечают, то денег у них нет, то грейдера. А между тем к людям не может подъехать «скорая», не говоря уже о многом другом. Считаю, что, по большому счету, в данном вопросе нужен программный подход силами города, возможно, с привлечением областной помощи.
Галия Халикова