Троицкий детский дом-интернат для умственно-отсталых детей за 44 года своего существования стал родным для тысяч детишек. И сейчас в нем дружной семьей живут 150 воспитанников. Уже в фойе чувствуется атмосфера не казенщины, а теплого домашнего уюта. Чувствуется хозяйская рука директора детского дома-интерната Б.А. Азарова. Спальни красочно оформлены, новая красивая мебель, множество игрушек, телевизоры, аудиотехника — спасибо шефам из Электромеханического завода, активно помогающим учреждению. Радует глаз и недавно сделанный евроремонт — все условия создаются для комфорта маленьких обитателей дома-интерната. А как же они поживают? Мы поднимаемся с заместителем директора по медицинской части В.И. Титуновой и зав.отделом защиты детей и воспитательной работы Ф.Х. Шариповым к самым тяжелобольным ребяткам, не умеющим ходить, в отделение «Милосердие».
Квалифицированные медики с такими детьми проводят индивидуальные процедуры по их реабилитации, в каждой группе есть передвижные умывальники, туалеты, сухие бассейны — все эти конструкции предназначены для блага воспитанников — научить пользоваться, развивать подвижность… И нередко случаются чудеса, иначе и не назовешь. Например, шестилетняя Машенька, которой, впрочем, не дашь больше 3 лет, делает свои первые шаги и уже так резво бегает. Кто знает, а в семье она бы пошла? Думаю, что нет. Ведь за такими детьми нужен каждодневный, ежеминутный уход, какой бывает только в специализированном учреждении. Медики «ведут» каждого ребенка индивидуально, ежедневно докладывают о их состоянии. Для них важно все: улыбнулся — прогресс, помахал ручкой — результат многолетнего труда, просто взглянул — есть слабая надежда. Есть в интернате и обучающиеся по специальной программе дети, но их, в силу специфики учреждения, очень мало. Как мало и посещаемых родителями детей, а они знают слово «мама» и она им снится, каждому своя.
Судьба у этих ребятишек одна на всех, биография мала, умещается в нескольких предложениях. Как не сказать о двух тезках Юлях. Старшенькой скоро 17, она уже 3 года в доме-интернате и ее можно узнать только по многочисленным шрамам от ожогов. При первой встрече перед медиками стояла настоящая дикарка, не умеющая делать элементарных вещей в свои четырнадцать лет, изъясняющаяся только звуками. Мама — алкоголичка, иногда по пьяни звонит, справляется о дочери, а чтобы навестить — ума не хватает. Другая же Юлечка — умненькая, любящая стихи и песни, у нее врожденная патология нижних конечностей. Это внесло свои коррективы в жизнь девочки.
Истории их болезней более многословны. Ведь у многих подопечных, кроме основного заболевания — слабоумия, как правило, еще «целый букет» сопутствующих. И выговорить названия всех мудреных болезней под силу лишь тем, кто их пытается лечить. Но при всем при этом, видели бы вы, как загораются глаза ребятишек на праздниках, концертах, устроенных для них. С каким азартом они соревнуются, участвуют в конкурсах! Нам бы позавидовать их способности радоваться самому обычному: здоровью, способности ходить и говорить, возможности учиться и работать, не стесняться проявлять чувства любви, нежности, заботы.
Наталья Полуянова
Наталья Полуянова