В этом году все управляющие компании и жители многоквартирных домов переходят в новую фазу работы по капитальному ремонту своих многоэтажек.
Создан региональный оператор, разработана региональная программа капитального ремонта, начинается сбор средств на проведение ремонта.
Но при изучении региональной программы обнаружилось, что собственно к капитальному ремонту мы перейдем через много лет. Конечно, возникли вопросы. Ремонт требуется уже сегодня. Что же нам пять или даже больше лет жить с текущей крышей, дышащей на ладан системой отопления и водоснабжения? Так и придется, если мы сами не будем активно участвовать в решении задач капитального ремонта.
Растянутые сроки начала ремонта обусловлены не просто желанием правительства начать его в сроки, назначенные в региональной программе, а практикой регионов, которые уже начали работу по ее осуществлению. Практика эта показала, что активность жильцов по решению данного вопроса чрезвычайно низкая. Сбор средств в различных регионах составляет от 10 до 40 %. Следовательно, при такой добросовестности плательщиков необходимых средств на проведение ремонтов станет достаточно только через много лет. Вот и отодвигаются сроки. Пока население раскачается и поймет, что без их личного участия ничего не произойдет, что забота о собственном жилье — это забота их самих, программа будет буксовать. Не начнем предпринимать активных действий — сроки ремонта будут отодвигаться дальше и дальше. Не вызывает сомнения, что многие вопросы программы капитального ремонта не доработаны и зачастую вопросов больше, чем ответов. Но ведь многое меняется, программа дорабатывается.
Только за последние месяцы в нее внесено много изменений, которые позволяют сделать ее более приемлемой. И потом, несмотря на ее несовершенство, она позволяет работу начать. Если не будем ничего делать, ждать пока ее доработают, то очень скоро окажемся в положении, когда эксплуатация жилого фонда, нашего с вами, окажется просто невозможной. Дома стареют, оборудование изнашивается и никакой энтузиазм управляющих компаний не сделает эти дома пригодными для жилья.
Внимательно изучив законодательные документы и проанализировав ситуацию в нашей управляющей компании, мы пришли к выводу: работу надо начинать немедленно. Да, разъяснительную работу с жильцами мы вели недостаточно эффективно. Большинство жителей до сих пор толком не представляют назначение регионального оператора. Как с ним взаимодействовать и можно ли без него обойтись? Как изменить сроки капитального ремонта? Что можно делать и в какие сроки? Постараюсь объяснить свою точку зрения по этим вопросам. В настоящее время существует три способа накопления средств и определения сроков капитального ремонта.
Первый способ. Накопление средств происходит на счете Регионального оператора. Сроки капитального ремонта в этом случае определены в региональной программе. Объем ремонта определен законодательством.
Второй способ. Накопление средств происходит на специальном счете, открытом у регионального оператора. В этом случае жители дома могут влиять на сроки ремонта, но только в пределах собранных средств. Подрядчиков и объемы регулирует региональный оператор.
Третий способ. С первого января 2015 года накопление средств может происходить на счете, открытом в своей управляющей компании. В этом случае расходованием средств руководят сами жильцы. Они определяют сроки ремонта, объем выполняемых работ. Осуществляют выбор подрядчика и применяемые материалы. Это их деньги и они ими распоряжаются.
Контроль со стороны государства тем не менее осуществляется во всех случаях. Итак, проанализировав все варианты, мы пришли к выводу, что наиболее приемлемым способом является третий. Накопление средств происходит на специальном счете, открытом управляющей компанией. Волноваться по поводу нецелевого расходования средств не стоит. Управляющая компания не может расходовать эти деньги со специального счета без решения общего собрания и контроля со стороны жильцов. Кроме того, подрядчика, который будет проводить работы по ремонту, выбирают сами жильцы. Но сроки ремонта определяются самостоятельно, что именно и из каких материалов, тоже решают жители дома.
Главное, чтобы хватило денег. Конечно, в этом случае помощи от регионального оператора в финансировании ремонта мы не получим, но, учитывая сроки проведения ремонта в нашем городе по региональной программе, расстраиваться по этому поводу не стоит. Если жители с пониманием отнесутся к тому, что это их жилье и задача ремонта — это их задача, то денег накопится быстрее, чем подойдет срок ремонта по региональной программе. Впрочем, решение необходимо принимать для каждого дома конкретно. Это не общий рецепт. Теперь надо понимать, что поскольку жители в нашем городе в большинстве своем не приняли никакого решения по вопросам капитального ремонта, то их в соответствии с законом определили к региональному оператору.
Чтобы теперь открыть расчетный счет в своей управляющей компании, нужно ждать два года. Правда, в законодательное собрание внесено предложение об уменьшении этого срока до одного года. И большие надежды, что предложение будет принято. Но в любом случае это не столь важно. Только жители должны принимать решение сейчас. Время отсчета начнется с принятия решения на общем собрании об открытии счета в своей УК. И думаю, что раньше, чем за год достаточного количества средств, для ремонта никто не соберет. Средства, накопленные у регионального оператора за это время, переводятся на специальный счет в УК в полном объеме.
Уважаемые жители, не откладывайте решение этого наиважнейшего вопроса. Это предложение позволит начать ремонт наших домов через год или два, но ведь не через пять или десять лет. За всеми консультациями обращайтесь в свои управляющие компании.
В. Демидов,
директор УК «Соверен-Сервис»