Своего отца Василия Ануфриевича Литвинова троичанка Валентина Завгородняя вспоминает с теплотой и любовью.
Она бережно хранит медали, удостоверения к ним, фотографии, военный билет, красноармейскую книжку отца-фронтовика, ставшие семейными реликвиями.
С волнением рассматривая все это бесценное военное наследство, дочь фронтовика упрекает себя в том, что в свое время, когда был жив Василий Ануфриевич, не расспрашивала его подробно о войне. Да и он сам не любил рассказывать детям то, что пришлось пережить. Видимо, больно было будоражить такие тяжелые думы.
Когда началась война, Василию Литвинову, уроженцу Троицкого района, хутора Бобылево, было 28 лет. К тому времени он уже отслужил в армии в 137 артиллерийском полку, демобилизовался и работал шофером. Судя по документам, он прошел долгий фронтовой путь. В октябре 1941 года Василий становится курсантом Соликамского военного училища. После его направляют в 22-й отдельный аэросанный батальон. Дальнейший боевой путь проходил в составе войск Второй отдельной моторизованной инженерной Выборгской ордена Кутузова II степени бригаде.
- Его нет с нами уже 35 лет. Папу призвали на фронт в первый год войны, и воевал он до самой победы. Был дважды контужен, но смерть обошла его стороной. Он верил: его спасла молитва «Живые помощи». Рассказывал, когда он вместе с братом уходил воевать, мать от руки переписала молитву. Все это время листочек со святыми словами носил в кармане гимнастерки, перечитывал. Домой вернулся живым и невредимым, да еще с боевыми наградами. К сожалению, его брат погиб. Папа вспоминал, что он отказался брать охранную молитву. Говоря о победе в Великой Отечественной войне, водителей порой незаслуженно забывают. Но шоферы не меньше других рисковали жизнью, доставляя бойцов на фронт, подвозя боеприпасы, занимаясь снабжением, - говорит моя собеседница. - Так и мой отец крутил баранку своей машины подчас круглые сутки, рискуя жизнью, нередко под бомбежками и огнем противника. Каждый его рейс, по сути, был подвигом.
В красноармейской книжке отца дочь прочитала, что в числе выданного имущества – шинель, гимнастерка, шапка, рубаха, шаровары, портянки, сапоги, носки, вещмешок, котелок, фляга, ложка. Но почему-то не было сведений об оружии. Отметка о выдаче стоит только в конце 1944 года: он получил ППШ (пистолет-пулемет системы Шпагина). Страшно даже подумать, сколько вероятностей было у него погибнуть.
Валентина Васильевна вспоминает один случай, о котором рассказал ей отец. Однажды во время крупной передислокации он получил приказ в составе колонны перевезти пушки. Рядом с ним находился старший лейтенант, который в момент следования неожиданно приказал водителю поменять направление, угрожая оружием. Василий Литвинов не испугался и оказал сопротивление: в какой-то момент лейтенант вылетел из кабины. Позднее его подобрали другие водители, и когда Василий Литвинов вернулся в часть, начались разбирательства. Его вызвали в особый отдел. Неизвестно, как бы дальше развивались события, но тот лейтенант потерял планшет с ценными документами. Когда его нашли, оказалось, что там были важные сведения о расположении нашей части с пометками на немецком языке. Диверсант был разоблачен, а смелого шофера поощрили.
За образцовое выполнение боевых заданий на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленными при этом мужеством и отвагой Василия Литвинова наградили медалями в 1943 - «За оборону Ленинграда», в 1945 - «За боевые заслуги», в 1946 – «За победу над Германией».
Из наградного листа:
«Тов. Литвинов в действующей армии с начала Отечественной войны. Работал шофером спец. машины, всегда ее содержит в постоянной боевой готовности. При выполнении боевого задания по освещению штаба фронта – 1943-44 гг. и по обеспечению электроинструментами строящихся переправ (мостов через реку Нарва) тов. Литвинов, в условиях частых передвижений на большое расстояние, до 500 км приводил машину к намеченным для подачи объектам вовремя и обеспечивая электроэнергией объекты, чем во многом способствовал успешной работе штаба по управлению наступающими войсками и постройке мостов на два дня раньше срока».
И в мирное время Василий Ануфриевич остался верным шоферской профессии - трудился на строительстве Троицкой ГРЭС. Его ценили за добросовестную работу, честность, порядочность, профессиональное мастерство, доброе отношение к людям. Со станции он ушел на заслуженный отдых.
Всякое было на его жизненном пути этого скромного человека со стальной выдержкой, закаленного войной, оставившего о себе доброю память. И память эта будет жить вечно.
Марина Клайн