В своей статье «Музей под открытым небом?» я пыталась выказать свою озабоченность по поводу превращения фасадов домов в пёстрые витрины реклам, объявлений, афиш и прочего. Комментарии к статье подтвердили, что в городе есть порочная практика «украшать» здания разноликими вывесками, и многие троичане не одобряют эту «традицию». То, что здания испещрены недостойными надписями – это отдельная тема, которую я в той статье не затрагивала. Мне хотелось сказать всё-таки о другом. На моих фотографиях были только старинные здания, за которые особенно обидно.
Из комментариев к статье: «А вы попробуйте посмотреть на это с точки зрения людей, которые работают в этих зданиях. Пластиковые окна, например, необходимы, так же как и двери и тамбуры. Или вы хотите, чтобы зимой там дуло изо всех щелей? Корпус ЧелГУ сфотографировали - ну давайте не будем ничего ремонтировать, пусть студенты сидят в неуютных помещениях, как в темнице сырой...» Да, корпус ЧелГУ по ул. «30 лет ВЛКСМ» отремонтировали, но зачем надо было пристраивать вот именно такой, (точнее сказать «никакой») пластиковый тамбур, портя тем самым общий вид здания? Если заботились о тепле студентов, нельзя было выбрать другое решение? Соблюдая и сохраняя общий архитектурный вид здания, его уникальный и неповторимый стиль? Представьте себе, что Вы в вечернем платье, или в смокинге, но в кроссовках, или в кирзовых сапогах? А что, тепло ведь, не дует, и не промокает. Да потому, что так быстрее и проще, зачем думать о высоком, и так сойдёт. А про современные жилые здания, первые этажи которых, и не только первые, изменились до неузнаваемости «благодаря» разноцветным «заплаткам» всевозможных реклам, даже и говорить не надо, с этим надо уже что-то делать! Ведь это уже не город, это не улица Гагарина, которая когда - то была и улицей Просвещения, это уже, извините не рынок даже, это - БАЗАР, где идёт сплошная торговля всем и вся.
В комментариях к статье уважаемых посетителей сайта были резонные замечания, что «должны же как-то люди узнавать о культурных мероприятиях! А где еще вывешивать афишу, как не на стене здания, в котором временно разместилась выставка?» (это об афише на музее). Да, я согласна, люди обязательно должны узнавать о культурных мероприятиях. Весь вопрос - где должны узнавать? Можно, найти другой выход, если захотеть? Поместить объявление в газете или наклеить его на тумбы. Ведь были же раньше тумбы, на которые и приклеивали разные афиши. Почему мы не возобновляем и не поддерживаем эту традицию? Я не могу ответить на этот вопрос, это не в моей компетенции. Могу лишь только предположить, что это ещё одна забота, ведь за состоянием тумб надо будет следить, а значит и руки дополнительные нужны, т.е должность новая, и деньги и так далее, думайте сами, не маленькие. Только зачем нам думать, зачем заботиться, лучше наклеим прямо на фасад здания, и так сойдёт. Мнения горожан насчёт вывесок разделились, и это правильно, сколько людей, столько мнений: «То, что на зданиях висят вывески, не портят город. Ведь они наглядно демонстрируют жителям, что находится в здании». Хотя мне ближе вот это высказывание: «большинство рекламных вывесок уродуют город. Одно дело - стильная вывеска, сообщающая жителям о продукции магазина, другое - бесвкусная ярко-пестрая рекламка на фасаде старинного здания. Но что взять с наших властей, которые не могут разобраться с продавцами спайса, которые уродуют фасады зданий своими номерами телефонов намалеванными баллончиками с краской. У Троицка осталось только его история, которая успешно уничтожается современными горе-архитекторами и рекламщиками-недоучками. Предприниматели, посмотрите во что вы превратили старинный город! Отдел архитектуры, ты где? Хотя и так все понятно где...», или: «Но можно же улучшать сооружение сохраняя общую архитектуру? Посмотреть хотябы на гостиницу "Центральная", которая сделала буквально лицо троицка» (пунктуация и орфография сохранены).
Да, слава Богу, в нашем городе есть примеры стильных оформлений, отвечающих современным тенденциям. Да, я согласна, вывески должны быть. Всё – правильно, иначе как человек узнает о назначении конкретного здания. Но я за единый стиль, за ансамбль, за красоту. За логику, в конце концов. Есть достойные примеры современных дизайнерских решений. На мой взгляд, магазин «Чёрный кофе» - это стильно и красиво, и вполне в современном духе. И всем приезжим и местным понятно, что это продуктовый магазин. Также кафе «Свадебное» - современный дизайн и аккуратный заголовок, в едином ансамбле со всем зданием. Или ЗАГС, тоже всё достойно. И, безусловно, гостиница, которую когда-то построил купец Башкиров, и раньше являлась, и теперь, после реставрации, остаётся гордостью нашего города. Или, например, магазин «Охотник» по улице «Советской»: аккуратное скромное здание. Хозяин «не раскрыл секреты» магазина на фасаде, не поместил вывески типа: «Палатки, дробь, рыболовецкие снасти» и так далее, шутка, конечно. А если серьёзно, то покупатель сам разберется, когда зайдёт в этот магазин, и одной единственной надписи: «Охотник» достаточно. И можно ещё назвать положительные примеры, но их не так много как хотелось бы. Сегодня, к сожалению, у многих предпринимателей, особенно продуктовых магазинов, да и других, существует мода вывешивать на фасаде здания подробный перечень имеющихся в продаже продуктов. Что это? Забота о покупателе или его недооценка, как говорится: «повторите для особо одарённых»? Особенно впечатляет «красота» в торговом комплексе по улице Гагарина. Сплошной хаос, в котором, не только трудно найти нужное учреждение, вообще можно потеряться.
На мой взгляд, всё зависит от хозяина здания и его арендаторов, от внутренней культуры человека, его воспитания, потребностей, целей. Если человек думает только о себе и о своей сиюминутной выгоде и быстрой прибыли, то ему всё равно как это будет выглядеть. Зачем голову морочить, и так сойдёт. А если у человека болит душа за родной город, и ему не всё равно где и как он живёт, то он приложит все свои силы, умение, желание чтобы город был красивым. И выгода, поверьте, у него будет, да и у нас тоже. Хотелось бы, чтобы отделу архитектуры, тоже было, не всё равно, как выглядит наш город, а то создаётся впечатление, что в городе Троицке его нет.
Читатель – репортёр
Фирая Серазетдинова