Неутомимый троицкий краевед Дмитрий Белоусов продолжает исследовать всё новые и новые исторические объекты, делая открытие за открытием.
Ещё недавно Дмитрий Леонидович вместе со своими коллегами обнаружил на месте реконструкции Центральной площади фрагменты фундамента старинной Михайловской церкви. В минувшую субботу энтузиаст-исследователь пристально изучал очередную историческую находку.
Современный краевед не засиживается подолгу в архивах, библиотеках, музеях, он отправляется на улицы и площади города. На поиски новых открытий, важных исторических находок Дмитрий Леонидович берет с собой фотоаппарат, блокнот и гаджет. В этот раз пытливому исследователю пригодилось и увеличительное стекло.
- Мы находимся на территории 15 школы, где обнаружились удивительные находки. Здесь стоят старые деревянные столбы, укреплённые фрагментами рельс, но что самое замечательное - эти рельсы разных поколений, - комментирует уникальный объект Дмитрий Белоусов. - С одной стороны столб укреплён фрагментом рельсы, изготовленной в 1896 году, с другой стороны - фрагмент рельсы производства 1926 года.
На фрагменте рельсы внимательно рассматриваем клеймо. Дмитрий Белоусов расшифровывает надпись: «Демидовы. Нижнетагильский завод. 12-ый месяц, 1896 год».
До революции 1917 года в нашей стране существовало 4 стандарта производства железнодорожных и трамвайных рельс, от небольших размеров до более крупных, изготовление и качество их зависело от предполагаемых нагрузок. Для крупных магистралей использовали более надёжные рельсы.
- А вот ещё уникальный фрагмент рельсы из далёкого прошлого, - обращает внимание Дмитрий Леонидович. - Что мы здесь можем прочитать? Катав-Ивановский завод, князя Белосельского, третий месяц, 1896 год. Князь Белосельский был очень богатым, в Санкт-Петербурге их род имел красивый огромный дворец около Аничкова моста, сейчас там резиденция нашего президента.
Князь почти разорился, но удачно женился, получив в приданное небольшой заводик на Урале в Катав-Ивановске. Понял выгоду производства рельс, вложил оставшиеся средства в новое оборудование и не проиграл. По царским временам завод стал давать большую прибыл.
- Почему эти рельсы оказались здесь? - отвечает на вопрос Дмитрий Белоусов. - Дело в том, что периодически менялись стандарты при изготовлении рельс, грузопоток увеличивался, поезда становились тяжелее, и данные рельсы уже не выдерживали тех нагрузок, их меняли и отправляли в народное хозяйство. Например, для укрепления электрических столбов, такие надёжные опоры могут ещё простоять много и много лет, часто рельсы использовали в строительных работах.
С Дмитрием Леонидовичем мы сошлись во мнении, что уникальность двух исторических объектов состоит в том, что фрагменты рельс 1896 и 1926 года удивительным образом оказались в одном месте. Отражают они две эпохи в истории нашей страны: Российскую империю и Советский Союз. И это удивительный случай, когда можно сказать, что перед нами музей под открытым небом.
ОЛЕГ СОЙНОВ. Фото автора