Как выяснилось, это были «штрихи к портрету именинника». 29 июня Троицкому автовокзалу исполняется 30 лет. В преддверии славного юбилея наш корреспондент побывал в гостях у директора предприятия Е.Н. Бобылевой.
— Наша главная задача, — начала свой рассказ Екатерина Николаевна, — создать все условия для комфорта пассажиров. Это касается зала ожидания, привокзальной территории, каждой мелочи, начиная с продуктового киоска, работающего по удобному для людей графику, и кончая, извините меня за прямоту, дезодорированного туалета.
Е.Н. Бобылева возглавляет работу автовокзала более полутора десятка лет, у нее огромный неоценимый опыт житейской мудрости руководителя, которому удалось сделать из буквально на глазах разваливавшегося предприятия комплекс, включающий практически все необходимые атрибуты времени.
— Прямое предназначение автовокзала, — говорит она, — с годами осталось неизменным. Это обслуживание пассажиров, продажа билетов и сохранность багажа. В связи с тем, что ежегодно растет объем пассажироперевозок, а вместе с ним и количество автобусов повышенной комфортабельности, мы просто не имеем права не идти в ногу со временем. И такие новшества, как компьютер, автоматическая система управления продажами билетов, у нас уже имеются. Мы создаем такой режим работы для кассиров, в котором они могут работать не только комфортно, но и быстро. Если раньше работали вручную, и люди проводили возле касс много времени, то сейчас пассажиры обслуживаются за считанные секунды. Учитывая потребности населения, мы открыли автокассу в 16-м квартале, напротив башни. Таким образом, жителям этого района нет нужды ехать через полгорода на автовокзал. Достаточно подойти к башне и приобрести билет на нужный рейс. Так мы экономим время и деньги наших клиентов, делаем, как говорится, наши услуги ближе к населению!
Есть у Троицкого автовокзала и смежник, от слаженной работы которого зависит очень многое. На рынке пассажироперевозок с каждым годом становится все теснее. Вот почему главный партнер Троицкого автовокзала, Троицкое ПАТП, делает все для того, чтобы также соответствовать требованиям времени. Недавно предприятие получило партию новых автобусов повышенной комфортности. Расширяется и география маршрутов. Все это для удобства пассажиров. К примеру, рейсы по району сегодня идут уже не только до центральных хозяйств, но и дальше, в глубинку: на Полесье, Репино, Берлин, Каменную Речку, Каменную Санарку. В настоящее время решается вопрос об открытии рейсов на Башкирию и Екатеринбург. И это не случайно, именно в Троицком ПАТП высокий уровень дисциплины труда, соблюдение всех технических требований, мощная ремонтная база. Именно Троицкое ПАТП дает пассажиру главное: твердую гарантию точности, четкости и безопасности движения с повышенной комфортностью. Дает — и выполняет на сто процентов! Частнику с предприятием, имеющим такие мощные многолетние традиции, тягаться практически невозможно.
Когда Екатерина Николаевна в сентябре 1992 года принимала автовокзальское хозяйство, это был, по сути дела, хозблок. В холодное время года здесь не было нормального тепла, а весной по прилегающей территории невозможно было пройти. Здание находится у самого подножия Амура, и в прежние годы, случись дождь, вся вода шла сюда.
— Нам приходилось открывать двери, и вся вода шла с Амура прямо по залу в сторону собора, — вспоминает Е.Н. Бобылева. — Вот почему вполне логично родилось желание поднять предприятие на современный уровень, чтобы люди чувствовали себя здесь уютно и комфортно. Очень помогла городская администрация, ведь в тот период мои планы иначе как революционными назвать было нельзя. Несмотря на то, что денег не было ни у города, ни у предприятия, мы нашли-таки средства на прокладку арыков для отвода воды. В итоге, вот уже полтора десятка лет люди могут ходить сюда не в сапогах, а в модельной обуви!
Не менее актуальной проблемой являлось отсутствие тепла в холодное время года.
— Раньше тепло подавалось от котельной вечерней школы, где находится здание БТИ, — объясняет Екатерина Николаевна. — Платили за уголь большие суммы, а получали… угольную пыль. Все это было очень накладно, а нормального, комфортного тепла в зале ожидания мы не получали. И здесь помогла городская администрация, вначале это была котельная на жидком топливе в 15-й школе, а три года тому назад ее перевели на газ. Я очень благодарна и Равилю Равкатовичу Абдрашитову, и Николаю Михайловичу Афанасьеву, и Владимиру Григорьевичу Шитову за помощь и поддержку, которую они тогда мне оказали.
Типовой проект, по которому в свое время было построено здание автовокзала, не отвечает температурному режиму Уральского региона. И здание со временем стало рассыпаться. С помощью руководства городской администрации Екатерина Николаевна в 1993 году вышла на научно-исследовательский институт, и здание удалось спасти от разрушения.
— Городская администрация помогла также заменить всю систему отопления, — говорит моя собеседница. — А когда мы с угля перешли вначале на мазут, а затем и на газ, я поверила в свои силы, и мы начали зарабатывать деньги на дальнейшее обустройство здания. Каждые 25 лет любому дому по нормативу требуется капитальный ремонт. Мы начали с того, что заменили всю проводку. Нам не хватало мощности подаваемой на здание электроэнергии. Разработали проект и добились строительства новой подстанции, сделали наружное уличное освещение, освещение на платформе, полностью сменили энергоснабжение самого автовокзала. И когда все эти работы были завершены, сам собой встал вопрос об автоматизированной системе управления. Это дало нам возможность перейти на новые формы работы. Если раньше перегорала лампочка, и обесточивался весь автовокзал, то теперь каждое помещение имеет свой автомат, и, случись какая-либо поломка, это не отражается на общей работе предприятия.
Особая тема — общественный туалет. В каком он прежде находился состоянии, лучше не вспоминать. Достаточно сказать, что воды здесь зачастую не бывало по 5-7 дней. Между тем, общественный туалет в работе любого социально значимого предприятия — вопрос болезненно важный, ведь это, можно сказать — жизненная необходимость.
— И здесь помогла городская администрация, которая обратилась в «Водоканал», и Петр Семенович Жуков, прекрасный человек, который понимает нашу проблему, долгое время занимался ее решением, — продолжает рассказ Е.Н. Бобылева. — К нам приезжали специалисты, тщательно обследовали всю систему коммуникаций и, в итоге, нашли узкое место. Теперь у нас в системе водоподачи требуемое давление.
Облик автовокзала за прошедшие полтора десятка лет менялся постепенно, методично, чему огромная заслуга — несомненный талант нынешнего руководителя предприятия!
— Сегодня нет того дефицита, который существовал в 90-е годы, — говорит Екатерина Николаевна. — Плати деньги — тебе выполнят любые работы. Вот только денег, как всегда, на все не хватает. Поэтому у нас есть текущие и перспективные планы. Но возникают и проблемы, которые крайне необходимо решить прямо сейчас. Это аварийные ситуации. Они всегда бывают непредвиденными, и на их решение тоже требуется определенный запас финансовых средств. На сегодняшний день вопрос, который для меня жизненно важен — это второй этаж. В 90-е годы, когда предприятие испытывало огромные трудности, мы сами обратились в городскую администрацию с просьбой забрать его у нас, поскольку средств на расходы по его содержанию катастрофически не хватало. Сейчас пришло время, когда второй этаж нам нужен. И если в помещениях первого этажа все необходимые работы уже проведены на уровне евроремонта, то второй этаж, который сейчас находится в аренде у частного предпринимателя — это все тот же хозблок, который был полтора десятка лет назад. Между тем, впечатление от автовокзала складывается у людей в совокупности от посещения обоих этажей. Да и требования федерального законодательства о безопасности здания с массовых пребыванием людей заставляют меня не молчать! Поэтому я обращаюсь во все инстанции: да, было время, когда мы чисто физически не могли нормально содержать оба этажа, теперь времена поменялись, поменялись требования, поменялось представление людей о комфортности, и нам просто необходимо иметь весь комплекс помещений. Многим пассажирам сегодня требуются комфортные условия для того, чтобы несколько часов ждать рейс на тот же Казахстан, когда можно не просто отдохнуть, но и принять душ, сменить одежду, белье, провести комплексную физиологическую разгрузку организма, включая помощь современных тренажеров, аквариума, релаксационной музыки, массажных кресел. Должна быть просторная комната ребенка, необходим аптечный киоск. Это, кстати, не только мои планы, об этом нас просят сами пассажиры, просят водители…
Как бы то ни было, автовокзалов, имеющих столь высокий уровень комфортности, как в Троицке, на Южном Урале считанные единицы. К примеру, в Магнитогорске и Миассе здания автовокзалов располагаются в приспособленных помещениях. В Челябинске имеются только кассы, и нет такого просторного зала ожидания, как в Троицке. Главное, считает Е.Н. Бобылева — не останавливаться на достигнутом, двигаться вперед с одной целью: создание максимального комфорта для пассажиров. Ведь автовокзал — предприятие, в первую очередь, социально значимое, а стало быть, и бизнес здесь — социально ответственный! Только недавно здесь была проведена большая работа со льготниками. Завтра, возможно, придется решать не менее значимые для людей задачи.
— В заключение нашей беседы, которая происходит в преддверии нашего 30-летнего юбилея, — подытоживает Екатерина Николаевна, — мне хотелось бы выразить огромную признательность и благодарность тем, кто стоял у начала истории Троицкого автовокзала. Это бывший начальник Троицкого ПАТП Евгений Михайлович Мокеев, который, имея огромный талант руководителя-хозяйственника, приложил максимум усилий для подготовки документации и последующего строительства автовокзала. Силами работников автопредприятия организовывались даже субботники, чтобы быстрее сдать здание в эксплуатацию. Первым руководителем Троицкого автовокзала была прекрасная женщина Зинаида Петровна Пименова. Оба этих человека очень многое сделали на этапе становления нашего предприятия. И особенно большое спасибо хотелось бы сказать Равилю Равкатовичу Абдрашитову, который прекрасно понимает цели и задачи нашего предприятия, знает о наших проблемах и помогает их решать!
От имени всего коллектива хочу поздравить всех троичан с 30-летием Троицкого автовокзала, пожелать доброго здоровья, работоспособности! Мира вашим семьям и всего самого наилучшего!
Петр Стоянов