Торговцы табаком обязаны убрать с витрин сигареты с 1 июня, когда закон об ограничении курения вступит в полную силу. Крупнейшие ретейлеры уже приступили к демонтажу оборудования, предназначенного для продажи табака.
Изменение правил розничной торговли сигаретами в России предусмотрено положениями федерального закона №15 "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", вступившего в силу с 1 июня 2013г. Для ряда нововведений была предусмотрена отсрочка на год, в частности для запрета курения в общественных местах и новых правил розничной продажи.
В соответствии с законом с 1 июня будет запрещена выкладка сигарет на витрине торговой точки: потребителю будет предоставляться каталог, из которого он сможет выбрать продукт. Кроме того, под запрет попадает продажа табачных изделий в нестационарной рознице - ларьках и киосках. Торговать сигаретами теперь можно только в магазинах и павильонах, под которыми понимаются "строения, имеющие торговый зал и рассчитанные на одно или несколько рабочих мест".
Ретейлеры уже готовятся к новым правилам выкладки товара. В некоторых магазинах заранее убрали специальные прозрачные ящики для сигарет, находившиеся около касс. "Нам спустили указание сверху убрать сигареты, - объяснила кассир. - Но прейскуранта у нас пока нет. Вы скажите, какие сигареты вам надо, а я отвечу, есть они в продаже или нет".
Руководитель управления по связям с общественностью X5 Retail Group (управляет магазинами "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") Владимир Русанов рассказал, что в итоге в магазинах сети, если позволит место, будут открыты табачные отделы - формат "магазин в магазине". В этих отделах сигареты будут находиться за закрытыми витринами. В остальных торговых точках, в основном в "Пятерочках", устанавливаются диспенсеры, то есть закрытые коробы. К ним будет прилагаться прайс-лист на продукцию.
В таких же закрытых диспенсерах сигареты будут продаваться в магазинах "Магнит" и "Дикси", сказали в этих компаниях. Демонстрация табачной продукции покупателю может осуществляться по его требованию после ознакомления с печатным каталогом сигарет.
Прежде чем принять такой формат выкладки, крупные торговцы тестировали его. "Магнит" обкатывает новую схему с февраля этого года, уверяет представитель компании Евгения Удодова. Магазины "Дикси" начали адаптировать под новые сигаретные диспенсеры с 14 апреля, рассказал директор по внешним связям сети Екатерина Куманина.
По данным табачных компаний, сейчас сигареты в России продаются более чем в 330 тыс. торговых точек, из них порядка 40 тыс. точек - ларьки и киоски. Годовые продажи оцениваются в 345-347 млрд сигарет (17,25-17,35 млрд пачек), или свыше 20 млрд долл.
Если киоскерам придется отказаться от продажи сигарет, это будет фактически "смертный приговор" для их бизнеса, считает вице-президент общественной организации "Опора России" Владлен Максимов.
Крупнейшие производители сигарет - Philip Morris и JTI - от официальных комментариев воздержались. Топ-менеджер табачной компании, входящей в тройку крупнейших производителей сигарет в России, признает, что теперь ему будет крайне сложно выводить на рынок новые продукты: их нельзя не только рекламировать, но даже демонстрировать в торговых точках. Но неудобства для потребителей, которые не смогут купить пачку сигарет в ларьке у дома, обернутся тем, что люди будут покупать сигареты блоками, уверен он.