Троицкий краевед Дмитрий БЕЛОУСОВ изучает различные исторические темы, связанные с нашим городом и в целом с регионом. Его новые открытия и исследования, уникальные находки каждый раз претендуют на сенсацию.
А ещё он мастерски и увлекательно проводит экскурсии для горожан и гостей города. На этот раз Дмитрий Леонидович приглашает наших читателей познакомиться с историей образовательных учреждений дореволюционного Троицка.
Современные историки убедительно развенчали лживый миф о том, что царская Россия начала 20 века оставалась страной с тёмной крестьянской массой и почти поголовной неграмотностью. Уровень образования в России рос с начала 19 века и особенно быстро в начале 20 века.
На этом фоне Троицк по уровню грамотности стоял в одном ряду с Санкт-Петербургом и Москвой. Высокий процент грамотного населения объясняется наличием в нём большого числа чиновников, духовенства, служащих, купцов, занятых в торговле, что требовало обязательного образования.
Троицк почти весь 19 век, до появления железнодорожного транспорта на Урале в 1892 году, являлся экономическим центром Оренбургской губернии. Через него Россия получала сотни тысяч пудов мяса и сала, кожи и товаров из Средней Азии, а вывозила хлеб, мануфактуру и металлические изделия. Именно заботой купцов и отцов города о будущем своих наследников можно объяснить начавшуюся полосу открытия в городе различных учебных заведений. В середине 19 века на Южном Урале мужские гимназии имелись только в Оренбурге, Уфе и Троицке.
Если в целом по России расходы на образование были ничтожно малыми, то в купеческо-мещанском Троицке в конце 19 века они составляли почти 20 % от годового бюджета города.
***
В отличие от других уездных городов в Троицке до 1917 г. были мужская и женская гимназии, два высших городских училища для мальчиков и одно для девочек, шесть приходских училищ, шесть медресе и более двадцати религиозных школ. Первое светское учебное заведение — Троицкая инженерная школа — была открыта в Троицкой крепости в 1751 г. Была и церковная школа, которая давала начальное образование.
В 1785 г. крепость становится уездным городом, с этого времени началось увеличение численности населения, открываются светских учебные заведения для детей разных сословий.
Приходских училищ в городе было шесть. Первое Николаевское приходское училище было открыто в 1839 г., а в 1900 г. оно переехало в новое 2‑этажное кирпичное здание, расположенное на углу улиц Советской и Красноармейской, сейчас там находится лицей № 13. В этом училище в 1849‑50 гг. учился Федор Плевако, будущий известный адвокат.
Заботясь о женском образовании, городские власти в 1861 г. открыли девичье училище, дающее образование выше начального. В 1875 г. оно было преобразовано в женскую гимназию, располагалось оно в новом кирпичном здании на углу ул. им. Ленина и им. Володарского расположен педагогический колледж. Летом 1913 года женская гимназия въехала в новое здание по улице Гимназической.
Основной упор в обучении гимназисток делался на светское воспитание, сводившееся к превосходному знанию французского языка, этикету. Много времени отводилось закону Божию, пению, музыке, танцам. До минимума были сокращены учебные программы по математике, физике, алгебре и геометрии. После окончания женской гимназии выпускницы получали звания домашних учительниц или наставниц.
В 1873 г. городские власти получили разрешение на открытие классической мужской гимназии, такие заведения были характерны только для губернских и столичных городов. В 1876 г. она обосновалась в новом здании. Выпускники гимназии могли поступать без экзаменов в любой ВУЗ страны. Наряду с историей, географией, химией, физико-математическим курсом гимназисты за годы обучения проходили целый ряд дисциплин, развивающих эрудицию: этика и эстетика, философия и психология, дипломатия и социология, астрономия, правоведение и основы медицины. Обязательным было изучение латинского и греческого языков и одного из иностранных языков.
Помимо государственных школ были в городе православные Церковно-приходские школы при храмах. Обучение вели священники и нанятые учителя. Перед революцией 1917 г. было более 10 подобных школ.
В конце 19 века в городе появилось три частные школы: госпожи Кутузовой, Филипповой и Гуляевой. После 1905 г. стали открываться бесплатные воскресные и вечерние школы, где можно было пройти курс начальной школы.
В конце XIX века действовали школы при мечетях, в них проводились занятия на национальном языке, в городе стали открываться мужские и женские русско-татарские училища.
Самыми известными медресе в Уральском регионе, Башкирии и Казахстане были: «Ахмадия», «Мухаммадия» и «Расулия». Последнюю возглавлял шейх Зайнулла Расулев, и в его медресе студенты за 7 лет обучения получали не только богословское, но качественное светское образование.
В 1910‑12 гг. Гайния Яушева построила в Троицке первую в России женскую педагогическую семинарию. Это превратило город в один из крупнейших учебно-методических центров по подготовке педагогических кадров для мусульманских школ.
В заключение хочется сказать, что по данным Всероссийской переписи 1897 г. в Троицке проживало 23 299 человек, из которых грамотными были 36,5 %, а в 1914 г. в Троицке проживало уже 32 тыс. человек, и грамотных было почти 60 %.
Подробнее о дореволюционном образовании в Троицке можно прочитать в замечательной книге известного краеведа, историка Р. Н. Гизатуллина «От солдатской школы до классической гимназии» или посетить экскурсию «Учебные заведения дореволюционного Троицка», подготовленную Троицким краеведческим музеем. На экскурсии представлены все основные типы дореволюционных учебных заведений города. Общая протяжённость экскурсии составляет примерно 1,5 км.
Материал подготовил ДМИТРИЙ БЕЛОУСОВ